Бологое
телеграфную линию вокруг здания Главного Адмиралтейства. В России ши- рокого признания изобретение собственного ученого и изобретателя не получило, но зато в Англии его конструкцией заинтересовались, приня- ли за основу, значительно улучшили и в усовершенствованном виде стали широко применять на железных дорогах. Член Российской Академии Наук Борис Семенович Якоби (1801 — 1874) работал в «телеграфическом составе» Петербурго-Московской же- лезной дороги. В 1839 году он изобрел первый пишущий телеграфный ап- парат, который работал с бумажной основой, печатая на нем буквы. Теле- граф Якоби был надежен и годен для применения. Им была оснащена 25- километровая линия между Петербургом и Царским Селом. Буквопечатаю- щий аппарат Якоби в 1855 году был усовершенствован американским изобретателем Д. Юзом. Можно было оснастить железную дорогу аппаратом Якоби, однако оте- чественным изобретениям правительство предпочло изобретение немец- кого коммерсанта Вернера Сименса и сдало ему все работы по оснаще- нию магистрали связью. В 1852 году на станциях дороги приступили к установке телеграфных аппаратов Сименса. Однако они имели много недостатков, часто связь не срабатывала, по вине связи участились круше- ния поездов. В 1855—1856 годах аппараты Сименса заменили на теле- графные аппараты Морзе. Американец Самуэль Морзе еще в 1835 году изобрел аппарат, записывающий сигналы на бумажной ленте с помощью точек и тире. Аппарат и азбука Морзе в силу своей простоты получили ши- рокое распространение и в Америке, и в Европе. Провода, которые до это- го закапывали в землю вдоль всего полотна железной дороги, теперь ста- ли подвешивать на высоких столбах с фарфоровыми изоляторами. В 1869 году Ведомство путей сообщения приняло специальное постанов- ление о размерах телеграфных столбов. Сообщения передавались от стан- ции к станции и так по всей дороге, т.к. дальней телеграфной связи на ж.д. транспорте еще не существовало (дальняя связь на магистрали будет на- лажена лишь в 1916 году). Более 40 лет основным средством связи на ж.д. транспорте оставался телеграф. Телефон еще не был изобретен. Он появится на НЖД только в начале 90-х годов ХIX века. Зимой 1888 года на Рыбинско-Бологовской железной дороге, между станциями Рыбинск и Медведево (расстояние 276 верст), прошли самые первые испытания телефонного аппарата, который автором был назван «фонопор Гвоздева». Испытания фонопора прошли успешно, «ясность и понимаемость были полные». С 1891 года телефоны Гвоздева получили широкое распространение на железных дорогах, но телеграф полностью они заменить не смогли. Дальняя телефонная связь между Петербургом и Москвой, как и дальняя телеграфная, появилась только в 1916 году. 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1