Бологое

продукцию из центра России, с Волги, через Николаевскую ж. д. от Боло- гое до Петербурга и Петербургского порта, чтобы доставлять ее морем за границу. Рыбинско-Бологовская ж. д. открыта для правильного движения в июне 1870 года. Ее протяженность составляла 279 верст. Ввод железной дороги Рыбинск-Бологое обеспечил движение по Бологое в трех направлениях, тем самым было положено начало превращению узловой станции в узел, потому что в головах проектировщиков и государственных деятелей уже тогда имела место идея — в ближайшее же будущее соединить Бологое с Новгородом и Псковом и тем самым сделать узловую станцию ж.д. уз- лом. Это позволило бы значительно разгрузить участок Бологое — Петер- бург от увеличившегося потока грузов с Рыбинского порта. Кроме того, строительство дороги на Псков связало бы центр России с незамерзаю- щим Рижским портом (с Пскова до Риги ж. д. уже была с 1889 года). При этом уменьшалась нагрузка и на само Бологое от перевалки грузов. Итак, впереди было строительство еще двух направлений: на Псков (334 версты; линия будет сдана в эксплуатацию в ноябре 1897 года) и на Полоцк (445 верст; линия будет сдана в эксплуатацию в январе 1907 года). Строительство ж. д. Псков-Бологое началось 4 июня 1895 года. По ряду соображений выбор проекта направления дороги пал на Дно — Старая Русса — Валдай — Бологое. Руководство изыскательными работами было возложено на Инженера путей сообщения Действительного Статского Советника П. Петте. Пригла- шены были также инженеры В. Линин, Э. О. Рурк, С. Пугачев. Строительство этой магистрали немногим отличалось от методов воз- ведения Петербурго-Московской ж. д. Поставка материалов и строитель- ные работы целиком отдавались в руки поставщиков и подрядчиков. При этом не обходилось без протекций, интриг и взяток. Однако основная ра- бота по выемке грунта делалась крестьянами — отходниками, которые нанимались к подрядчикам. На стройке трудились и рабочие, а также солдаты железнодорожных войск. Лопата, тачка, кирка, лом — основные инструменты. В зависимости от погоды и времени года продолжитель- ность рабочего дня доходила до 12,5 часов (летом). Жили работные люди в шалашах и землянках, только частично в бараках. От Пскова до Бологое были построены 16 станций. Одновременно с колеей (дорога строилась однопутной) возводились и объекты инфра- структуры: путевое хозяйство со зданиями на станциях и разъездах, служ- ба связи, паровозные и вагонные депо, водокачки, водонапорные башни, жилые дома для работников железной дороги. По типовому проекту стро- ились одноэтажные деревянные вокзалы. 11 ноября (23 по н. ст.) 1897 года железная дорога Псков-Бологое бы- ла открыта для правильного движения. Она связала Центр, Поволжье (в том числе г. Рыбинск), Сибирь с незамерзающими портами — Ригой, Виндавой. 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1