Бологое

Медведевская волость (до этого называлась «Агрызовская волость») и Бологовский погост частично не совпадали в границах. Непосредствен- ными соседями Бологовского погоста в этот период являлись Котлованов- ский, Вознесенский (село Дубровка), Куженкинский, Старо-Березайский, Жабенский (село Жабницы) погосты. По охвату территории он был неболь- шой, зато успевший стать самым крупным по численности населения. Функционирование первоклассной станции, интенсивное строительство узла и формирование многочисленных служб привлекало сюда огромное число людей всех сословий с разных концов России. Масса безземельных крестьян хлынула сюда с деревень бологовского края, прилегающих дере- вень и сел Вышневолоцкого уезда; размах строительства сделал Бологое той поры «меккой» для купцов: местные валдайские, соседние вышнево- лоцкие, с Боровичей и Опеченского Посада, Осташкова, Костромы и Яро- славля… Отмечались даже 1-й гильдии из Санкт-Петербурга. Разоряющее- ся мелкопоместное дворянство устремилось сюда, заполонив небольшое селение известнейшими фамилиями. Бологое враз получило мощный за- ряд интеллигентности, образованности, культуры, которого хватило на де- сятилетия. Всё это в основном за счет пришлых. Людской поток был на- столько велик, что причт бологовской приходской Покровской церкви пришлось увеличивать с двух человек (до 1882 г.) до четырех-пяти (1889 г.), и до семи (три священника, два диакона, два псаломщика) в 1899-м. И вовсе не для украшения села в эти годы началось возведение «нового каменного храма» взамен физически и морально устаревшей и тесной деревянной приходской Покровской церкви. Село всем этим за- метно выделилось из многих (не только соседних) уездных, а, может быть, и губернских центров. Бологое — ж.д. узел стало как бы магнитом, малень- ким, но живым примером для демонстрации хода капитализма в России, своего рода новой «русской Америкой». Без преувеличения, это была все- российская стройка. Бологое из Старого на глазах стало расширяться за счет Ёлкиной и Веригиной дач в Новое Бологое. На основе Метрических книг складывается убеждение, что основной рабочей силой на строительстве ж.д. узла были «военно-рабочие роты». Сколько их было, трудно сказать, но часто фигурировало «III-е отделение Николаевской ж. д. военно-рабочих рот». С 31 июля 1882 года оно замене- но «бывшими военно-рабочими ротами НЖД». Вероятно, основная нагруз- ка спадала. Вскоре появляются «чернорабочие роты НЖД» с привлечением вместо военных военизированных, полугражданских подразделений. Силы были задействованы немалые (роты, батальоны…). Во всяком случае можно быть уверенным, что в отличие от НЖД 1851 года железнодорожный узел Бологое строили далеко не крестьяне. К этому времени крепостных уже не было, а безземельных — сравнительно мало. Пришлым крестьянам отво- дилась второстепенная и несколько иная роль. Основная тяжесть на строи- тельстве узла пришлась на военные плечи (солдаты, унтер-офицеры, офи- 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1