Кафтинское заозёрье

Каменная церковь Знамения Божией Матери как кладбищенская построена в Котлованове в 1844 году на средства помещика Бутенева Федора Степановича. Котловановский погост входил в Кемецкую волость и граничил с Кемецким, Рютинским (разделяет Рогуевское болото), Вознесен- ским (через Крутяки), Бологовским (разделяет озеро Кафтино), Сеглинским (разделяет большое Раменское болото) погостами других волостей. На его территории бывало около трех десятков деревень: Свинкино, Раменье, село Котлован (изредка употребляли с «ово»), Бу- холово (иногда с «а»), Чашево, Святое-Поле (позднее просто Святое, а в советское время переименовали в Будущее), Дудинское, Корхово, Ямник, Заозерье, Жуково, Поддубье, Глубокое, Димитровка, Амосово, Ганево, Жальники, Гоголево, Ригодищи, Селилово, Васильево, Олеше- во, Крутяки, Кафтино и ряд других. Подавляющего большинства деревень конца ХIХ в. сейчас нет и в помине, они известны как урочища и то не все. Деревня Паль- цево тогда относилась к Подольской волости Вышневолоцкого уез- да. Само Котлованово расположено там, где кончается озеро Кафтино и из него вытекает река Кемка. Два его сужения в этом месте дей- ствительно образуют подобие котлована. Географически место очень выигрышное и примечательное. И совершенно не случайно именно здесь выдающийся гидростроитель М. И. Сердюков облюбовал место для постройки Кемецкого бейшлота (1848 г.). Котловановский погост Кемецкой волости в своем естественно- поступательном развитии намного опережал все другие погосты и волости бологовского края. Именно здесь была открыта третья по- сле Хотилова и Рютина начальная школа при церкви (до 1865 года школа работала в дер. Ямник, а в этом году перебазирована в само Котлованово под эгиду церкви; год ее открытия как 1868-й нельзя считать точным), первая во всем Валдайском уезде земская больница для крестьян (открыта не позднее 1880 г.). Кемецкая волость многим обязана Котловановскому погосту. Нельзя не воздать должное главным организаторам всей жизни, быта населения прихода — церковнослужителям. Тогда Волостное Старшинское правление (ВСП) уже было, но долго еще оно оставалось слабым. Главная организующая роль принадлежала приходским церквам в лице их Настоятелей. И здесь многое зависело от личности и убеждений Настоятеля — священника. Он отвечал за благочиние во вверенном ему приходе. 214

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1