Кафтинское заозёрье

боровицких порогов необходимые условия для «сухой» чистки. Ра- бота по расчистке фарватера Мсты на порогах была начата в лет- нюю межень 6 июня 1748 года, и в течение лета такие пороги как Вяз, Великий, Ёгла, Бели, Гверстка, Выпь и другие были взорваны, а осколки плит и валунов перетащены в излучины подальше от фарватера. Порогов было много, и взрывные работы продолжа- лись до 1754 года. Воплощение идеи Петра I и М. И. Сердюкова оказалось настолько успешным, что «отец и сын Сердюковы… для надсматривания над работами по плитному дну ездили на коляс- ке». Все упомянутые работы имели огромную государственную значи- мость, и в 1754 году М. И. Сердюков объявил Сенату о завершении чистки Боровицких порогов на Мсте. Талантливый гидростроитель М. И. Сердюков пошел дальше идеи Петра I: построенные плотины и потом будут функционировать во благо водной коммуникации, но уже для организованного пропус- ка купеческих караванов. Выше плотин образуются водохранилища, которые станут источником вбросового питания водой Мсты на вре- мя пропуска караванов. Теперь груженные карбусы, полукарбусы, во- довики и соймы, тялки, шхуны, эверсы и барки должны скапливаться у Опеченского Посада перед порогами у футштока — рейки с делени- ями, которая показывала, как идет подъем Мсты до разрешающей от- метки после открытия плотин. Это место в Опеченском Посаде и сей- час называется «У рейки». В 1796 году во исполнение Указа Екатерины II плотины на Бере- зайке и Увери переделали на гранитно-каменные, а Кемецкий бейш- лот так и оставили в деревянном исполнении. Все бейшлоты, в том числе и Кемецкий, долгое время исправно служили Отечеству в борьбе за укрепление на берегах Невы и Балтий- ского моря, помогая снабжать столичный Петербург и Кронштадт всем необходимым. После введения в эксплуатацию Николаевской (1851 г.) и Рыбинско-Бологовской (1870 г.) железных дорог Вышнево- лоцкая водная дорога потеряла свое значение. И в навигацию 1889 года по ней в Петербург прошло всего одно судно (доставляло берёзовые веники). Бейшлоты, казалось бы, исчерпали себя. Но их дальновидно продолжали содержать в хорошем состоянии, регулярно ремонтировали, держали штат специалистов. В наше время бейшлоты на Березайке, Увери и Кемке использу- ются для регулирования паводков. За счет своих водохранилищ снабжают питьевой водой в засушливое время Новгород, Петербург, 218

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1