Кафтинское заозёрье

Храмы на погостах Аборигены рютинского края не зря называли кемецкие места «поповщиной». Издревле и вплоть до, считай, середины ХХ столетия Кемецкий край гремел колокольным звоном… Самые первые из известных нам по Писцовым книгам церкви на середину ХVI века (1550-е годы) стояли в сельце Горка Кафтин- ского Зарзерья: «церковь Великий Егорей да теплая церковь Козма и Демьян», построенные помещиком Тимофеем Заболоцким, по всей видимости, еще в конце ХV века. Очевидно, к этому же вре- мени относится и основание прихода в своеземцовой деревне Кем- цы. Касательно этого вопроса, какие-то древние акты «Новгородско- го удела, Маевской пятины, Сеглинского погоста, выставки Кемец» хранились у помещиков Веригиных. Вполне возможно, что именно из сельца Горки престолы Великого Егория (Георгия) и Космы-Дами- ана были перенесены в Кемцы при организации прихода. В 1766 году в селе Новотроицке (усадьба Троицкое) местный по- мещик Тимофей (или Никифор?) Григорьевич Стромилов основал де- ревянную во имя Живоначальной Троицы церковь, приписанную к Космо-Дамианской в самих Кемцах (упразднена в 1835 году за вет- хостью). Согласно «Ведомости Сеглинского погоста выставки села Кемец» за 1778 год, в приходе Кемецкой церкви было всего четыре поместья, владельцами которых являлись генерал Аполлон Александрович Веригин, поручик Алексей Мусин-Пушкин, Тимофей Стромилов и подпоручик Семен Подушкин. Кроме того, совсем близко к окраинам Кемецкого погоста при- мыкали и активно действовали Пятницкая церковь в селе Котлова- нове (приходская) и Владимирская церковь в селе Любитове, припи- санная к Рютинскому погосту. Немного дальше по Кемецкому тракту находился Ригодищенский Богородице-Рождественский женский монастырь со своим великолепным Храмом. Расстояния между церквами нельзя назвать большими. То была совсем иная Россия. И если учесть, что храмы возводились в основном помещиками, то можно считать: край был богатый. А это говорит о его потенциаль- ных возможностях и ныне. В те времена храмы были не только ме- стом, где молились или замаливали грехи, крестили детей или за- ключали браки. Церкви, особенно приходские, являлись инициато- рами и организаторами крупных жизненно важных дел в своем при- ходе. И это — главное. 280

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1