Кафтинское заозёрье

не был сухим педантом науки. Живой, яркий язык. Всегда глубокое, интересное содержание всех его научных и популярных статей, об- ширная эрудиция — все это делало Модестова близким и понятным широкому кругу интеллигентных людей. Профессор-публицист, «звезда первой величины» много внима- ния уделял вопросам школьного образования. Он смело и открыто вступил в полемику по вопросам школьного дела, критикуя начатую новым министром Народного Просвещения (реакционным) графом Д. А. Толстым реформу. Характерны отдельные высказывания Моде- стова как публициста: «Подражание Западной Европе никогда и ни в чем не приводило к великому. Народ, находящийся в умственном рабстве у иностранцев, не может назваться великим, как бы велика ни была его материальная сила, численность и территория». «Осно- вою гуманного образования должна быть национальная литература и язык отечества». Гордость за родной край, свою Малую родину; «воспитанным са- мим местом рождения в уважении к древностям»; «кровный сын зем- ли Великого Новагорода» (так называл себя он сам) прослеживается во многих его выступлениях. «…Мной, получившим воспитание в го- роде, где все говорит о величии времен минувших». В 1880 году в журнале «Голос» (№212) ученый В. И. Модестов опубликовал статью «Будущее средней школы, классицизм и учите- ля». Именно за эту и аналогичные статьи по школьному вопросу В. И. Модестов был лишен профессуры. Заслуживают внимания от- дельные извлечения из этой принципиальной и основополагающей публикации: «Школьный вопрос не сходит со сцены и не сойдет до тех пор, по- ка не найдет решения, с которым согласится образованное общество, всего больше в нем заинтересованное. Образованное же общество успокоится за судьбу своих детей и за будущность нормального раз- вития грядущих поколений только тогда, когда вопрос о лучшей по- становке средней общеобразовательной школы, обсужденный со всех сторон людьми компетентными, будет решен зрело, обдуманно, в ду- хе истории народа, со вниманием к его духовным особенностям, с уважением к его природному гению, с национальным достоин- ством. Теперь уже никого нельзя убедить в том, что школа хороша пото- му только, что она устроена по плану и программам школ Запада». Только чуждые понимания нашего национального духа и наших по- требностей люди могут являться сторонниками заимствованной 300

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1