Рассказы о Тверских святых

20 знакомым людям, говоря: «Вот я каков, а уж вы судите». Где берег случался пониже, там ровнял свои острые верхушки частый ель- ник и на фоне темной зелени желтым пламенем горела одинокая береза, будто согретая теплом своих братьев и оттого запоздав- шая сбросить осенний наряд; светилась, как свеча перед темным ликом древней иконы. Все для Ефрема как будто вновь. Вон гро- мадный лось выскочил на берег, затрубил глухим срывающимся голосом, созывая собратьев своих продолжать волнующий гон; медведь на опушке леса подбирал грибы, тыкаясь мордой в землю; кормившийся под раскидистым дубом кабан провожал малень- кими глазками проплывавших мимо людей, чуть нагнув голову с торчащими в стороны клыками, словно готовясь к схватке. Встречались по берегам огромные деревья, чаще дуб или бе- реза с навешанными на них тряпицами, шкурками белок, куниц. Кое-где под ними стояли рубленные из дерева идолы, которые изображали богов тех племен, что жили на этой земле до прихода славян или богов самих славян. Это были капища – священные места для окрестных жителей, куда приходили они к своим богам за советом и помощью, одаривая и умасливая всем, что было цен- ного. «Как сделать, чтоб люди обратились к новой вере, – думал Ефрем, черпая веслом нескончаемую воду. – Рубить ли эти идолы, сжигать, обругивая и проклиная их, или словом приветливым, де- лом полезным приучать к христианству…Новая вера несет добро людям. Добром и учить надо, – убеждал себя. – Силой города бе- рут, а не душу человечью…Куда уж там…Каков сам будешь, тому и люди научатся следовать. Не слова учат, а дела». Он пригляды- вался к тому, как его спутники, крещеные все, смотрели на дере- вянных идолов. Никто не только не ругнул их нехорошим словом, или какую насмешку учинил, но и взгляда недоброго не кинул. «Хоть и приняли мы нового Бога, – так понял Ефрем это ра- зумное молчание, – старых-то богов зачем пихать. Отцы-деды кланялись им многие века. Пускай доживают… – Верно, верно, куда уж там, – радовался Ефрем, что пришел наконец к доброму решению. – Обхаивать старое зачем же? Хочешь жить по новой вере – живи, как бог тебе велит, а старое не тронь. Увидят люди, что живешь по правде, по совести – прилепятся к тебе и к новой вере». Так доплыли они до устья маленькой речки Тьмы, притока Волги, где решили остановиться на ночлег.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1