Рассказы о Тверских святых

228 «Если из России не может быть назначен епископ, я согла- сен», – был его ответ… И снова дальняя дорога в Россию. Теперь уже морским путем до Одессы. 30 марта 1880 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры архимандрит Николай был рукоположен в сан епископа. При вручении жезла – красиво украшенного посоха, которым архиерей пользуется во время богослужения и который явля- ется знаком высокой пасторской власти, митрополит Новгород- ский и С.-Петербургский Исидор сказал новому епископу: – До конца жизни тебе служить взятому на себе делу, и не допусти, чтобы другой обладал твоим венцом. Теперь о. Николая называли «владыко» или «Ваше преосвя- щенство». На нем – ряса фиолетового цвета, на груди – панагия – в переводе с греческого «Всесвятая». Это круглая икона с обра- зом Богоматери. На голове – митра. Велика роль епископа в Православной Церкви. Он не толь- ко совершает все богослужения и все семь святых таинств. Че- рез таинство рукоположения только он имеет власть передавать другим благодатный дар священства, то есть посвящать челове- ка в сан священника. Ходил ли по Петербургу, ездил ли по России епископ Нико- лай, собирая деньги на содержание Миссии, а дума лишь одна: «Как там в Японии? Как без меня обходятся?..» «Странно устроен человек», – думал епископ, сидя в тряском вагоне по дороге в Москву. – Мечтал в Японии: хоть на денек, хоть на минутку домой, в родную сторонушку. Глянуть на берез- ки милые, на вековой сосновый бор, побыть среди родных лиц, улыбок, услышать говор: то окающий волжский, то новгородский цокающий, то мягкий московский… А приехал… вот оно как… обернулось. Думаю, как бы скорее вернуться назад, в Японию». 6 июня он присутствовал на открытии памятника А. С. Пуш- кину в Москве. Долго стоял в раздумье около него. Рядом тол- калось множество народа: ремесленники и купцы, чиновники и студенты, женщины, дети. Было весело и шумно, как на празд- нике. Читали стихи поэта, говорили речи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1