Рассказы о Тверских святых

240 властям. Православные японцы будут молиться за победу своего оружия. Ведь владыка учил их: «Истинный христианин должен быть истинным патриотом». Но как епископ будет служить во время войны? Как уживет- ся в Воскресенском соборе с теми, кто будет молиться за победу своего Отечества над его Родиной – Россией? И здесь епископ Николай нашел свое, мудрое решение. – Сегодня я по обычаю служу в соборе, отныне и впредь уже не буду принимать участие в общественных богослужениях на- шей Церкви… доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же… Я, как русский подданный, не могу молить- ся за победу Японии над моим собственным Отечеством… Когда в Японии стали появляться православные храмы, вла- дыка, уважая обычаи японцев, благословил их сидеть во время службы. Все входящие в церковь снимали обувь и усаживались прямо на пол, поджав ноги. В тот день, во время проведения Собора, японцы в храме стояли. Стояли во время службы, в течение всего выступления владыки. Они понимали, что, оставаясь с ними во время войны, как брат по вере, владыка может лишиться жизни от рук какого- нибудь фанатика-самурая. Они видели, что их епископ не дума- ет ни о какой опасности для себя. Мысли его лишь о Православ- ной Церкви, о сохранении ее. И, несомненно, страдает он о тех соотечественниках, что гибнут сейчас в жестокой войне. Сикео Никорай стоял перед ними, внешне спокойный, вели- чественный в своей одежде епископа. На груди его – панагия и крест, на голове митра – высокий головной убор, украшенный парчовым шитьем, драгоценными камнями и иконами, в руках – жезл, знак высшей пастырской власти. Во время церковных служб японцы часто видели, как рус- ские, молившиеся в храме, вставали на колени перед иконами. Они понимали это, как знак высшего смирения, покаяния, люб- ви к тем, к кому обращались с молитвой. Н о сами редко делами подобное… В тот день, когда владыка закончил свое выступление на Со- боре, японцы, без всякого приказа, повинуясь внутреннему по-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1