Музыкальные вечера в Дахау

2 81 пленных возможных немецких агентов, предателей и пособ- ников фашистов. На Восточном фронте с первых дней войны абвер и СД приступили к созданию сети разведывательно- диверсионных школ. Агентура подбиралась, как правило, из перебежчиков и военнопленных, сотрудничающих с не- мецкой комендатурой (см. гл. VI) . Начальник VI управления РСХА бригаденфюрер СС Вальтер Шелленберг писал: «В лагерях для военнопленных отбирались тысячи русских, ко- торых после обучения забрасывали на парашютах в глубокий тыл. Их основной задачей, наряду с передачей информации, было политическое разложение населения и диверсии. Дру- гие группы предназначались для борьбы с партизанами, для чего их забрасывали в качестве наших агентов» (Шелленберг Вальтер. Мемуары. — М. : Прометей ,1991). В лагеря для военнопленных приезжали представители АСТ (органы тайной полевой полиции), разведывательных, диверсионных команд и групп абвера, предприятия «Цеппе - лин» для вербовки агентуры из военнопленных, её обучения в спецшколах и последующей заброски в советский тыл. Аналогичную работу в лагерях выполняли представители антисоветских формирований (О . С. Смыслов, С. Г. Чуев). Курсанты разведшкол изучали методику внедрения в партизанские отряды и подпольные организации, поведе- ния на допросах при задержании и т. д. Организуя побеги завербованным пленным, спецслужбы вермахта нередко ис- пользовали этот канал для засылки своей агентуры. Органы советской контрразведки, имея данные и предполагая, что среди военнопленных могут быть агенты и пособник и нацис - тов, проверяли всех без исключения освобожденных и сбе - жавших из плена лиц. Создание проверочно-фильтрацион - ных лагерей в военное время диктовалось исключительно интересами государственной безопасности. Л. И. Котляр воспоминает: «7 августа 1945 г ода эшелон прибыл в советскую зону оккупации, на станцию Галле. Всех прибывших мужчин сразу же построили у самой же- лезнодорожной колеи. К нам обратился полковник, про- изнесший всего две фразы: в первой содержалось поздрав- ление с возвращением, а во второй — предложение сдать оружие, если оно у кого-либо имеется. Оружия не имелось ни у кого, но полковник в этом сомневался и снова предло- жил сдать оружие. Прошло несколько минут напряженного молчания. Полковник поинтересовался, будем ли мы сда - вать оружие или так и будем стоять и думать. Церемония

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1