Историческое и культурное наследие Тверской области

3 Кашарнова Светлана Геннадьевна, заведующий сектором краеведения отдела редких книг Научной библиотеки ТвГУ Детство и семейное воспитание в периодике XIX — начала XX века Основой фонда дореволюционной периодики Научной библиотеки Тверского государственного университета являются журналы по образованию и педагогике. Собрание насчитывает пятьдесят девять названий научных, научно-популярных, методических журналов, журналов для детского и семейного чтения 1 . Фонд Научной библиотеки ТвГУ позволяет проследить историю педагогической журналистики с первого периодического издания для детей и юношества — журнала издателя и общественного деятеля Николая Ивановича Новикова «Детское чтение для сердца и разума» 2 . Журнал издавался с 1785 по 1789 г., переиздан в начале XIX в., был необычайно популярен. Издание стало частью работы Н. И. Новикова по формированию русского образованного и культурного читателя. Конец XVIII в. — время господства правительственной идеи видного государственного деятеля Ивана Ивановича Бецкого о воспитании «нового человека» в изоляции от старших членов семьи, безнадежно погрязших в грехах, невежестве и пороках. И. И. Бецкой — создатель концепции воспитания детей в закрытых учебных заведениях, инициатор создания Смольного института благородных девиц и воспитательных домов для девочек. Программу Бецкого горячо поддерживала Екатерина II. Николай Иванович Новиков отдавал предпочтение общественному воспитанию детей без отрыва от семьи. В отличие от официальной педагогики, которая рассматривала ребёнка как объект воспитания, Новиков видел в ребёнке живое существо — личность со своими способностями, чувствами, переживаниями. Просветитель писал о вредности и пагубности подавления личности ребёнка. Ребёнок должен иметь не только обязанности, но и права, он не должен слепо повиноваться взрослым. Н. И. Новиков отрицательно относился к жестоким наказаниям детей и утверждал, что подлинный авторитет родителей и учителей должен быть основан не на страхе, а на уважении к ним. Новиков считал, что воспитывать детей нужно свободно и благородно мыслящими людьми, чистосердечными, честными, откровенными, умеющими ценить себя, любящими истину. Его патриотические и гуманистические идеи во многом определили дальнейшее развитие российской педагогики. 1 См. об этом: Кашарнова С. Г. Собрание педагогических журналов конца XVIII-начала XX в. В Научной библиотеке Тверского государственного университета / С. Г. Кашарнова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://library.tversu.ru/vystavki/46-otredknig/1534-pedagogicheskie-jurnaly.html 2 Русская периодическая печать. (1702-1894) : справочник / под ред. А. Г. Дементьева [и др.; предисл. А. Западова]. – Москва : Госполитиздат, 1959. – С. 68.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1