Историческое и культурное наследие Тверской области

5 В отделе редких книг Научной библиотеки Тверского государственного университета имеется экземпляр журнала 1787 г. (часть 9 и 10) и четыре экземпляра второго издания С. Селивановского 1819 г. 4 В середине XIX века, с периодом расцвета реформ императора Александра II, появлялись новые прогрессивно настроенные журналы по педагогике и воспитанию. С 1864 г. по 1918 г. в Санкт-Петербурге при Главном управлении военно-учебных заведений издаётся журнал «Педагогический сборник». Редактор — Николай Христианович Вессель, с 1883 г. — Алексей Николаевич Острогорский 5 . Издание журнала было вызвано реформами военно-учебных заведений. В программу входил весь круг теоретических и практических вопросов педагогики по начальному, общему и специальному образованию. Обсуждались проблемы детской физиологии и психологии, дидактики и методики, истории педагогики, школьной гигиены. Журнал выдвигал программу широкого общего образования, выступал противником ранней специализации и реакционной классической системы образования. В журнале принимали участие крупные русские педагоги: Николай Федорович Бунаков, Николай Христианович Вессель, Василий Иванович Водовозов, Виктор Петрович Острогорский, Константин Дмитриевич Ушинский. Военно-учебные заведения были построены на основе «изоляционного» метода Бецкого — воспитанники училищ отделены от семьи. Однако благодаря деятельности генерал-адъютанта Всеволода Порфирьевича Коховского, директора Педагогического музея при Главном управлении военно-учебных заведений, этот музей, который выполнял все функции современных научно-методических объединений, уже в самом начале своего создания ориентирован в своей деятельности на работу с семьей. По инициативе В. П. Коховского при школьно-гигиеническом отделе Педагогического музея в 1888 г. создан Родительский кружок, заседания которого проходили в здании бывшего Соляного городка в Санкт- Петербурге. С 1906 г. Родительский кружок стал самостоятельным общественно-педагогическим объединением. На протяжении тридцати семи лет существования этой общественной организации в её работе принимали активное участие крупнейшие учёные и педагоги: П. Ф. Каптерев, А. Н. Острогорский, П. Ф. Лесгафт. Доклады заседаний публиковались в крупнейших педагогических журналах: «Воспитание и обучение», «Педагогический сборник», «Русская школа». Главным результатом 4 См. об этом: Кашарнова С. Г. «Детское чтение для сердца и разума»: первый российский журнал для детей / С. Г. Кашарнова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://library.tversu.ru/vystavki/46- otredknig/1439-detskoe-chtenie-dlya-serdtsa-i-razuma-pervyj-rossijskij-zhurnal-dlya-detej.html 5 Русская периодическая печать. (1702 – 1894) : справочник / под ред. А. Г. Дементьева [и др.; предисл. А. Западова]. – Москва : Госполитиздат, 1959. С. 452 – 453.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1