Историческое и культурное наследие Тверской области
7 Основной задачей редакция считала распространение среди российского общества передовых методов и приёмов воспитания в семье и школе, в том числе и зарубежного опыта, причём непременно с учётом условий жизни и традиций русского народа. «Обыкновенно думают, что только судьба детей зависит от родителей, но не наоборот. Между тем, на самом деле судьбы родителей тесно связаны с судьбой детей: родительское счастье, полнота жизни и сумма глубоких стимулов, возвышающих и укрепляющих человека, даётся существованием детей, их совместной жизнью с родителями под одним кровом, у общего семейного очага» 8 . Журнал очень скоро приобрёл репутацию серьёзного издания, в котором широко освещались актуальные вопросы педагогики и воспитания. Взаимоотношения между семьёй и школой в Российской империи в конце XIX — начале ХХ века носили не менее драматический характер, чем в настоящее время, и ведущие педагоги того времени приложили немало усилий для сближения школы и семьи. О характере недовольства школой говорит циркуляр от 8 июля 1899 г. Министерства народного просвещения: «Среди педагогов и родителей учащихся в гимназии и реальных училищах давно слышатся жалобы на разные недостатки этих учебных заведений. Указывают, например, на отчуждённость от семьи и бюрократический характер средней школы, вносящий сухой формализм и мертвенность в живое педагогическое дело и ставящий в ложные взаимные отношения преподавателей и учеников; на невнимание к личным особенностям учащихся и пренебрежение воспитанием нравственным и физическим; на нежелательную специализацию школы с самых младших классов, обрекшую детей на известный род занятий, прежде чем выяснились их природные способности и склонности; на чрезмерность ежедневной умственной работы, возлагаемой на учеников, особенно в низших классах; на несогласованность программ между собою и с учебным временем и на значительное наполнение их требованиями второстепенными и даже излишними; на недостаточное преподавание русского языка, русской истории и русской литературы и слабое ознакомление с окружающей природой, что, взятое вместе, лишает школу жизненного и национального характера…» 9 . Во второй половине XIX — начале XX столетия в России сложилась семейная педагогика как самостоятельная область теоретических и прикладных разработок. Анализ тематики отечественной педагогической периодики показывает, что такие журналы, как «Вестник воспитания», «Русская школа», «Воспитание и обучение», «Женское образование», «Педагогический сборник» постоянно обращались не только к практическим, 8 Покровский Е. А. Обязанности родителей перед потомством / Е. А. Покровский // Вестник воспитания. – 1890. – № 1. – С. 1 9 Документы XX века. Циркуляр Министра Народного Просвещения Н. П. Боголепова от 8 июля 1899 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://doc20vek.ru/node/3774
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1