Историческое и культурное наследие Тверской области
8 но и теоретическим проблемам семейного воспитания. Органом передовой педагогической общественности, на страницах которого освещались научные и методические вопросы воспитания и образования детей, являлся журнал «Женское образование, педагогический листок для родителей, наставниц и наставников» (с 1890 г. — журнал), издавался при петербургских женских гимназиях в 1876–1891 гг. Редактор — Василий Дмитриевич Сиповский. Далее журнал назывался «Образование». Издание выступало в защиту права женщины на активное участие в деятельности общества. Появление журнала обусловлено временем: к началу 70-х XIX века общая численность женских гимназий и прогимназий уже превосходит численность мужских учебных заведений. В программной статье «Наши задачи» утверждается значимость образования женщины для общества: «…В настоящее время всё более и более распространяется в среде мыслящих людей убеждение в необходимости самого солидного образования для женщин, важного во всех отношениях. В самом деле, может ли быть вполне разумная и здоровая жизнь там, где муж в своих высших умственных и нравственных интересах недоступен жене, где жена стоит в таком отношении к мужу, как ребёнок к взрослому, где, наконец, шестнадцати-семнадцатилетний сын очень часто перерастает умственно свою мать? <…> Вывод же будет тот, что там, где существует солидное образование для мужчин, должно быть соответствующее образование и для женщин. Этого требуют интересы семьи и общества» 10 . Научные статьи и рецензии, обзоры народной литературы публиковала в журнале начальница Тверской женской земской школы имени Павла Павловича Максимовича (1887–1905 гг.) Елизавета Петровна Свешникова. Елизавета Петровна, представитель поколения разночинной интеллигенции 70-х годов, была тонким психологом и знатоком детской души. В статье «Детские удовольствия», напечатанной в десятом номере журнала за 1885 год, Елизавета Петровна к однозначно полезным удовольствиям относит подвижные игры на свежем воздухе, не требующие больших денежных затрат: пятнашки, мяч, крокет. Критике подверглись удовольствия для богатых: детские балы, как воспитывающие тщеславие, ёлки, которые из детского праздника превращаются в «парад дорогих подарков» и ведут к возникновению жадности и зависти у детей. «Чем бы дитя не тешилось…» годится только при условии простоты жизни, потому что при этом гораздо меньше случаев тешиться чем-нибудь слишком исключительным. Тут нет ни балов, ни других ослепительных праздников; нет и балета, цирка, оперы…», — пишет Свешникова 11 . Журналы «Женское образование» и «Образование» из коллекции Научной библиотеки ТвГУ имеют штемпели Школы Максимовича и рукописные автографы Е. П. Свешниковой. 10 Наши задачи. (Несколько слов от редакции) // Женское образование. – 1876. – № 1. – С. 2–3. 11 Свешникова Е. В. Детские удовольствия / Е. В. Свешникова // Женское образование. – 1885. – № 10. – С. 644–645.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1