Святые благоверные супруги Михаил Тверской и Анна Кашинская
9 8 не оставили информации, а отец, Дмитрий Борисович Ростовский, за- помнился современникам как человек нрава крутого. Всю свою жизнь он провел в походах и ратях. Духовным наставником и учителем Анны был ростовский епископ Игнатий. Он заложил основы её твёрдой веры, воспитал в ней любовь к Церкви, а также к соблюдению религиозно-нравственных традиций Руси. С душевным трепетом слушала Анна его рассказы о своих пред- ках, погибших при Батые, о страшной смерти своих прадедов князей Василька Ростовского и Михаила Черниговского. Молодую княжну отличали кротость, смирение, отсутствие всякого себялюбия или самолюбования. Аскетичная в быту, она много времени проводила в молитве. Анна прославилась нищелюбием, состраданием к сирым и убогим: при княжеском дворе она устраивала столы для голо- дающих. К тем же несчастным, кто не мог по немощи дойти до княже- ского дома, приходила сама, кормила и ухаживала. Такой смиренной праведницей накануне своей свадьбы рисуется Анна в «Житии». При этом судьба распорядилась так, что из Ростовского дома она уйдет еще и сиротой: вернувшийся из Орды отец ее Дмитрий Бори- сович внезапно скончался. Заботу об Анне и её младшей сестре взял на себя их дядя, князь Конс- тантин Борисович. Ему, вероятно, не терпелось избавиться от этой ответ- ственности, так как в том же 1294 году выдал обеих племянниц замуж. Оказалось, что планы Константина Борисовича освободить себя от забот о племянницах совпали с дипломатическими намерениями князя Михаила Тверского и его матери Ксении. Тверскому князю было необходимо установить добрососедские отношения с Ростовским кня- жеством. При жизни Дмитрия Борисовича ростовская рать дважды ходила на Тверь. В Древней Руси не было еще обычаев и сроков траура. Поэтому в Ро- стове весть о сватовстве Михаила Тверского и приезд его послов-сватов встретили радостно. Начались приготовления к свадьбе и отъезду не- весты в Тверь. ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ. 8 (21) ноября 1294 года, в день тезоименит- ства тверского князя, в Спасо-Преображенском соборе Твери епископ Андрей обвенчал ростовскую княжну Анну Дмитриевну и князя Миха- ила Ярославича. Летописи говорят об их женитьбе так: «И бысть радость велия в Тве- ри». Несмотря на то, что брак был династическим, а жених и невеста впервые увидели друг друга в день свадьбы, в жизнь молодых вошли любовь и согласие. И почти четверть века прожили Михаил и Анна, как говорили, «в ладу и береже- нии», но постоянно рядом с бедой и испытаниями. Уже через полгода после заклю- чения брачного союза молодая семья наблюдала за страшным по- жаром, охватившим Тверь, а спус- тя три года и княжий терем сго- рел дотла. Михаил едва спас Анну из бушующего пламени. «И сгоре двор князя Михаила весь. Божией милостью пробудися сам князь Михаиле и выкинуся с княгинею своею в окно, а сени полны кня- жат и боярченков спяще и много сторожей, и никто же не слыша... се же чудо бысть, како Бог заступи князя», – говорится об этой траге- дии в летописях. В тот же год тверской край нас- тигла великая засуха, во время которой, согласно летописям, горели и леса, и болота, и поля; началась массовая гибель скота. Затем тяжело заболел князь Ми- хаил, и вскоре во младенчестве умерла их дочь Феодора. К счастью, Михаил выздоровел, и ему суждено было стать отцом че- тырех сыновей: Дмитрия, прозванного «Грозные очи» (1298–1326 гг.), Александра (1300–1339 гг.), Константина (1306–1346/47 гг.) и Василия (1312/13–1368 гг.). Своих наследников Михаил и Анна воспитывали, ориентируясь на до- бродетель рода князей Ростовских, Черниговских и высокие нравствен- ные устои Тверского княжеского дома. И плоды такого осознанного, ответственного воспитания оказались удивительны: во времена, когда междоусобица была обычным делом, Тверское княжество не знало рас- прей между детьми великого князя Михаила. Напротив, оно демонстри- ровало понятие чести и бесстрашия в лице Дмитрия, понятие свободы и единения со своим народом в лице Александра, смирение и почитание старшего в роду в лице Константина, почтение к матери в лице Василия, взявшего на себя заботы о ее старости. ИКОНА «СВЯТАЯ БЛАГОВЕРНАЯ АННА КАШИНСКАЯ И СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ МИХАИЛ ТВЕРСКОЙ» Церковь Михаила Тверского на Острове Памяти, Тверь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1