Святые благоверные супруги Михаил Тверской и Анна Кашинская
15 14 В жестокой сече, закончившейся уже в темноте, московское войско потерпело полное поражение. С небольшим отрядом из боя удалось вы- рваться лишь самому Юрию, лесными дорогами ушедшему в Новгород. В плен попали его жена Агафья (Канчака), брат Борис Данилович. А вот золотоордынские полки, видя, что удача на стороне Михаила Тверского, побоялись вступать в открытое столкновение и «стяги повре- ши», показали, что придерживаются нейтралитета. На следующий день Кавгадый сам пришел в Тверь к Михаилу и пови- нился: «Мы ныне твои есть; а приходили мы на тебя с князем Юрием без повеления ханова, и в том мы виноваты, и боимся от государя опалы, что таково дело сотворили и много крови пролили». Не желая усугублять ситуацию и вступать в еще более глубокий кон- фликт с Ордой, Михаил Тверской поступает как дипломат, проявляет милость и щедрость по отношению к врагу: отпускает Кавгадыя с его войском. Однако Орда не простила Михаилу Ярославичу этой неожиданной для них победы. Не простила отчаянной смелости вступить в бой с та- тарскими силами и с родственником Золотоордынского хана. Ведь этот прецедент показал всем русским княжествам, что, оказывается, можно бить и побеждать ранее непобедимые ордынские рати. Ситуацию усугубила загадочная смерть Кончаки в тверском пле- ну. Местные уверяли: просто заболела, никакого зла ей не сделали. Но Юрий Данилович решил воспользоваться этим, понимая, что это его шанс вбить гвоздь в крышку гроба ненавистного ему тверского князя. Он немедленно отправился в Орду и там обвинил Михаила Ярослави- ча в сопротивлении воле хана Узбека и отравлении ханской сестры. Эти обвинения поддержал коварный Кавгадый. ШАГ В БЕССМЕРТИЕ. Бывает, что всё в нашей жизни зависит от одно- го решения. Именно так случилось с тверским князем Михаилом Ярос- лавичем, чья яркая и наполненная крутыми поворотами жизнь померк- ла перед величием его последнего подвига. Михаила вызвали в Орду. И прибывший из Орды ханский по- сол предупредил князя: если тот в течение месяца не приедет к хану, на Тверь будут направлены карательные отряды. Сыновья, бояре в один голос умоляли Михаила Ярославича не ехать на верную смерть. И, конечно, у тверского князя была возможность уйти от неправого суда и ордынских палачей и в Литву, и в Польшу, и в Шве- цию. Убежать, спрятаться, дождаться вместе с семьей, пока переменит- ся политический ветер. Но князь не мог бросить на растерзание своих людей и свою землю. После долгих раздумий Михаил Ярославич дал ответ семье и боярам: «Царь не требует кого-либо иного, но моей головы хочет; если уклонюсь, то отчизна моя в полону будет и множество будет убито, а после того придется когда-либо умирать, то лучше ныне мне положить свою душу за многие души». Именно это решение, которое привело князя к физической смерти, стало своеобразным шагом в бессмертие, гражданским и духовным под- вигом ОТЕЧЕСТВОЛЮБИЯ. Это слово придумал Николай Карамзин, излагая в светском произведении «История государства Российского» суть конфликта между Тверским и Московским княжествами и его по- следствия для общероссийской истории. Михаила Тверского он назвал ОТЕЧЕСТВОЛЮБЦЕМ. А подвиг князя назван святым, потому что он берет свое начало от Евангельского Слова Христа «Нет больше той люб- ви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13). ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ПОКЛОННЫЙ КРЕСТ МИХАИЛУ ЯРОСЛАВИЧУ ТВЕРСКОМУ ИЗ БЕЛОГО ГИПСА БЫЛ УСТАНОВЛЕН В НОЯБРЕ 1996 ГОДА ВОЗЛЕ БАЛЮСТРА- ДЫ ГОРОДСКОГО САДА. ЕГО АВТОРОМ СТАЛ ИЗВЕСТНЫЙ ТВЕРСКОЙ СКУЛЬ- ПТОР ЕВГЕНИЙ АНТОНОВ. НЕСКОЛЬКО ПОЗЖЕ БЫЛ ИЗГОТОВЛЕН И ВАРИАНТ ИЗ СЕРОГО ГРАНИТА. МЕСТОМ ДЛЯ ЕГО УСТАНОВКИ, КОТОРАЯ СОСТОЯЛАСЬ 5 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА, БЫЛА ВЫБРАНА ТЕРРИТОРИЯ НАПРОТИВ ЦЕНТРАЛЬНО- ГО ВХОДА В ГОРОДСКОЙ САД, В НАЧАЛЕ ГЛАВНОЙ АЛЛЕИ, НЫНЕ НАХОДЯЩЕЙ- СЯ НА МЕСТЕ СТАРИННОГО РВА, НЕ- КОГДА ОПОЯСЫВАВШЕГО ГОРОДСКОЙ КРЕМЛЬ. В ЦЕНТРЕ КРЕСТА ИЗОБРАЖЕН САМ КНЯЗЬ С КРЕСТОМ И МЕЧОМ В РУКАХ. НИЖЕ СТРОКИ ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ: «НЕТ БОЛЬШЕ ТОЙ ЛЮБВИ, КАК ЕСЛИ КТО ПО- ЛОЖИТ ДУШУ СВОЮ ЗА ДРУЗЕЙ СВОИХ» Фото Галины Рогожиной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1