Когда оживает сказка

, В мае 1973 года в торопецкой районной газете ,,3намя труда" по- явилась заметка "Начало пути". В ней рассказывал ось о первых шагах самодеятельного театра кукол и спектакле, который он показал юным зрителям, - сказке "Репка" по пьесе Г. Ландау. Это было боль­ шим событием в культурной жизни города. В Торопце уже несколько лет действовал самодеятельный драматический коллектив со своими сложившимися традициями, создание же театра кукол было делом ' новым. Eг~ ини~циатор - большой любитель театрального искусства, заведующии раионным отделом культуры А. П. Савельев поручил организацию театра выпускнице режиссерского отделения Калинин­ ского культурно-просветительного училища Нине ЗуевоЙ. Премьера . показала, что молодой режиссер успешно справилась со своей задачей. Театр сразу же вошел в жизнь торопчан, стал своим, любимым. Большую помощь в творческом становлении коллективу оказал Калининский театр кукол. И сейчас самодеятельных артистов связы­ вает с эт~м театром крепкая творческая дружба. Калининские кукольники часто · бывают у торопчан, делятся своим сценическим опытом, подсказывают нужное решение спектакля, помогают юным . исполнителям добрым советом. Чтобы проследить за творческим· ростом театра, обратимся к стра­ ницам районной газеты. 11 апреля 1974 года. Недавно коллектив Торопецкого театра кукол возвратился из Ка­ линина, где участвовал в областном смотре самодеятельных теат­ ров. Спектакль торопецких артистов "Машенька и медведь" имел . успех. Коллектив награжден дипломом второй степени. 10 января 1977 года. Театру четыре года. За этО время он сумел подготовить немало спектаклей для детей. Последний спектакль "По щучьему велению" коллектив показывал на областном смотре в Калинине. Жюри было единодушным в своей оценке: спектакль получил 10 баллов из 10 возможных. Коллектив стал лауреатом смотра. 12 декабря 1981 года. Спектакли Торопецкого народного театра кукол любят все: и взрослые , и дети. В этом году на суд взыскательных зрителей пред­ ставлены два новых спектакля: "Зеленая лисица" по 'lbece Ю. Стра­ хова и "Ничегошик" по пьесе В. Бурыличева. Все эти годы театром руководит Нина Павловна Зуева - человек, влюбленный в свою про­ фессию . Она сумела сплотить детский коллектив, СОЗДi ть в нем твор­ ческую атмосферу . Новые спектакли - яркие, зрелищные, эмоцио­ нальные, еще одно тому подтверждение. 1977 год особенно памятен коллективу - ему было присвоено звание народного. А в 1983 году торопчане отметили 10-летний юби,ей своего театра . На праздничном вечер'е были подведены итоги его деятельности за эти годы: поставлено 20 спектаклей, на которых по­ t'ывало свыше 40 тысяч зрителей. Самодеятельные apТl1cTЫ выступа;IИ В клубах и Домах культуры , в школах, детских са" ах, выезжали в соседние районы. Значительно BbIPOCJlO исполнительское мастерство участников Исполнители с куклами в спектакле "Русаиок". театра, усложнился его репертуар. Сейчас самодеятельным артистам по силам большие MHoroaKToBbie пьесы. Участники театра работают с тростевыми куклами, которые сложнее в vправлении. но позволяют добиваться большей выразительности персонажей, ярче очерчивать их характеры. За это время в театре занималось более 300 ребят - школьников 5-10 классов. И для них, и для зрителей театр стал школой, которая воспитывает эстетический вкус, любовь к прекрасному, учит дружбе, товариществу, приобщает к творчеству. С чего начинается эта школа? Часто - с беседы режиссера Н. П . Зуевой об искусстве, о том, что такое театр. Нина Павловна постоянно бывает в школах, встречается с ребятами и умеет увлечь своих слуша­ телей. Ребята приходят в театр с желанием приобщиться к миру пре­ красного, самим стать его творцами. А ДЛЯ этого все надо начинать с азов. Прежде всего - теоретические занятия. Ребята знакомятся с историей театра кукол, изучают основы кукловождения, занимаются техникой речи. И вот, наконец, самое интересное - работа над спек­ таклем. Репетиции с куклами начинаются не сразу. Сначала идет застоль­ ный период работы над спектаклем: читка пьесы, читка по ролям. Затем этюды с куклами, разводка по мизансценам: определяются ме­ ста, где должны находиться куклы во время действия, отрабатывает­ ся походка, другие ' движения героев . Потом - прогон . Репетиру­ ются отдельные сцены и весь спектакль. Делается музыкальное оформление, и работу можно представлять на суд зрителей. Работа над спектаклем начинается с читки пьесы. Репетицию ведет режиссер Н. П. 3уева. Есть у театра добрый помощник - художник Надежда Васильев­ на Шишлова. В кукольном спектакле роль художника особенно ве­ лика. Здесь он - не просто иллюстратор действия, художник - непо­ средственный творец мира сказки, ее героев. У Н . В, Шишловой - свое видение спектакля, свои поиски. Иной раз приходится пересмот­ реть немало иллюстрированного материала, обратиться к работам других художников, прежде чем будет найдено нужное оформление спектакля, характер его героев. Особенно тщательной работы требуют куклы - герои будущего представления. Их также создает художник. Надежда Васильевна каждый раз добивается, чтобы оформление спек­ такля помогало раскрыть его замысел, а куклы соответствовали ха­ рактерам его персонажеЙ. Рисунки Н. В. Шишловой красочны, вырази­ тельны. Благодаря им весь спектакль выглядит ярко, нарядно. А первым художником-постановщиком театра была одна из его участниц - Галя Короткова. Вообще ребята активно участвуют в создании спектакля, многое делают своими руками. В практике работы коллектива - конкурсы на лучший рисунок, на создание кукол, наиболее точно выражающих характер того или иного героя спектакля. Показателен следующий пример. В 1974 году коллектив был при­ глашен в Калинин для участия в областном смотре кукольных теат, ров. Перед его участниками встал вопрос: как быть с куклами? Дело в том, что куклы для первого спектакля, присланные с фабри­ ки ВТО, были малы для выступления в большом зале. И тогда ребята под руководством Н. П. 3уевой сами взялись за изготовление кукол . из папье-маше. Вскоре они были готовы: краснощекая Машенька, ее добродушная бабушка, дедушка с большой бородой и медведь из спектакля "Машенька и медведь". Для кукол сшили новые яркие костюмы. Ребята долго и тщательно готовились к выступлению, одна за другой шли репетиции. Спектакль торопчан был тепло встречен зрителями. И так - на протяжении всей творческой деятельности коллектива. Спектаклей кукольного театра ждут, каждая очередная встреча с ним - праЗДНI1~ для юных зрителей. Для них театр кукол - тот же школьный класс, только более обширный, доступный даже малышам. Увлекательные оqpазы, красочные декорации, веселая музы ка, за­ хватывающие дух острые ситуации, в которых то и дело оказывают­ ся герои, оставляют у маленьких зрителей самые яркие впечатления. Восторженно реагируя на разыгрываемые сцены, ребята точно улав­ ливают их суть, безошибочно разграничивают добро и зло, учатся вер­ ному отношению к жизни, ПQлучают первые уроки добра и справед­ ливости . Уроки дружбы, товарищества, коллективизма получают в процес­ се работы и сами участники спектаклей. В комнате, где ПР9ХОДЯТ занятия и репетиции театра, лозунг: "Творчество - лучший стимул духовной жизни". Девиз театра, который придумали сами ребята: "Гореть самим, зажечь других!" Заповедь: "Не обижаться на заме­ чания" . Интересен устав театра. Здесь можно: трудиться в полную силу, уважать чужой труд, настойчиво учиться мастерству, болеть за коллек­ тив, за спектакль, проявлять фантазию, иници.ативу, настойчивость, стремиться к идеалу. Сцена 113 спектакля "Буратино летит на луну". rl~ b!{ifG b'«JD. :МИШ1lf

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1