Калининский государственный драматический театр

Калининскому драматическому театру - 60 лет! Весной 1921 года калининские зрители присутствова­ ли на премьере первого спектакля .ВеликиЙ коммунар., поставленного режиссером нашего театра Хрисанфом Ни­ колаевичем Мосоловым. Затем появились .Любовь Яро­ вая. К. Тренева, .Человек с ружьем. Н. Погодина, ,Оптимистическая трагедия. Вс. Вишневского и многие другие спектакли. К середине тридцатых годов Калининский театр стал театром пере.дового режиссерского поиска, первооткрыва­ телем многих пьес современного советского репертуара. По свидетельству рецензентов столичных и периферий­ ных газет, это был уже в те годы театр подлинно реалис­ тический, сумевший проникновенно раскрыть многие пьесы, как современные, так и классические. В 1939 году после гастролей в Ленинграде газета .Ленинградская правда. писала: .0 Калининском театре можно говорить без обычных скидок <на перифериЙность,. К этому вре­ Мени в труппе театра сложилось ядро замечательных актеров, снискавших популярность у зрителя. Это став­ шие потом народными артистами РСФСР Н. Гончарова, И. Лобанов, Е. Савельев, заслуженные артисты РСФСР К. Лаврецкий, В. Брянский, Е. Попова и др. Замечательный след в творческом развитии коллекти­ ва оставили главный режиссер театра народный артист РСФСР Г. Георгиевский и вместе 'с ним, четверть века руководивший театром директор - заслуженный работ­ ник культуры РСФСР Е. Ботвинников. Много одаренных актеров и режиссеров, воспитанных коллективом Калининского театра, работает ныне в театрах Москвы и Ленинграда, снимается в кино. Это на­ родные артисты РСФСР Л. · Борисова, В. Улик, В. Ростов­ цев, заслуженные артисты РСФСР В. Андреев, О. Дроз­ дова, А. Вокач, С. Мишулин и др. За истекшие десятилетия в жизни театра произошло много перемен. Были спады и подъемы, менялся творче­ ский состав, его руководители. Но неизменными остава­ лись две ведущие творческие тенденции: пр.иверженность школе переживания - исконно русскому реализму и стремление быть театром-современником. И примечатель­ но, что на материале советских пьес были одержаны наи­ более значительные победы. Удачами Калининского театра можно назвать следу­ ющие спектакли: .Парень из нашего города. К. Симоно­ ва, .ТрадиционныЙ сбор. В. Розова, .Правду! Ничего, кроме правды!. Д. Аля, .Дело, которому ты служишь. Ю. Германа, .Простая вещь. Б. Лавренева, .СтаршиЙ сын. А. Вампилова, .Так и будет. К. Симонова, ,Иней на стогах. Л. Моисеева и др. Осуществляя великую тему Ленинианы, в театре были поставлены все три пьесы Н. Погодина: • Человек с ружь­ ем», «Кремлевские куранты», «Третья патетическая», несколько позднее .Вьюга. А. Раздольекого. Учитывая особую актуальность Пушкинской темы для · земли Верхневолжья, Калининский театр первым поста­ вил пьесу В. Коростылева .Шаги командора. (роль Пуш­ кина успешно сыграл народный артист РСФСР В. Рос­ товцев). В настоящее время в труппе театра работают замеча­ тельные мастера, широко известные за пределами нашей области, с чьим мастерством зрители знакомы по филь,­ мам и спектаклям: народная артистка РСФСР А. М. Воль­ ская, заслуженные артисты РСФСР В. Гатаев, Н. Бутре­ хин, В. Сурудина, Н. Хонина, А. Чуйков; артисты театра З. Андреева, И. Андрианова, В. Гончаренко, Л. Брусин, Л . Васильева, А. Пруссаков, Г. Пономарев, С. Плотников, В. Рассказов, М. Сбитнева, И. Юдин, К. Юченков и другие. Усилия их поддерживаются большой группой одарен­ ной молодежи, играющей в нашем театре ряд централь­ ных ролей. Это В_ Мартьянова, Л. Линская, Н. Пла­ винская, В. Мандриков, В. Рычкова, А. Татаров, В. Чер­ нышов, А. Сафронов, В. Грибков и другие. С приходом к художественному руководству театром народной артистки РСФСР, Веры Андреевны Ефремовой, уже семь лет руководящей коллективом театра, ведущие тенденции еще более углубились, с'!:али основой всей ра­ боты. Коллектив театра постоянно обращается к пьесам классического репертуара. На калининской сцене в разное время были поставлены крупнейшие произведения рус­ ской и зарубежной классики: .Король Лир. В. Шекспира, .Царь Федор Иоанович. А. Толстого, .Борис Годунов. А. С. Пушкина, ,Старик, М. Горького. В настоящее время большой любовью пользуется у зрителей спектакль .Виш­ невый сад. А. П. Чехова. В мае 1980 года на Всесоюз­ ном чеховском фестивале режиссер-постановщик .Виш­ невого сада. народная артистка РСФСР В. А. Ефремова получила одну из редких наград - специальный диплом за систематическую работу над А. П. Чеховым и рус.­ екай классикой. На Всероссийском фестивале А. И. Островского в г. Костроме в 1979 году спектакль .Волки и овцы. занял одно из первых мест. Режиссер-постановщик В. Ефрема­ мова, исполнители главных ролей заслуженные артисты РСФСР В. Гатаев, В. Сурудина, Н. Хонина, А. Чуйков, артист К. Юченков и художник по костюмам Е. Могиль­ ницкая были награждены дипломами Министерства куль­ туры РСФСР. В 1980 году на нашей сцене был поставлен спектакль .Варвары. М. Горького (режиссер-постановщик народ­ ная артистка В. Ефремова, художник Е. Бырдин). Вот что говорили и писали о нем видные московские критики: ..... Варвары. - действительно Горьковский спектакль, есть и тенденциозность и публицистичность, обращение к залу, но не потеряна естественность для зву­ чания сегодняшнего ДНЯ. Жестокость, пошлость, ИНТИМ­ ные отношения, тоска по несостоявшейся любви, - все это идет через раскрытие характеров по-горьковски. Это не Чехов, не Островский, а именно Горький •. Список спектаклей, обличающих зло и утверждающих человечность, следует дополнить пьесами лучших про­ грессивных западных драматургов. Это - ранее постав­ ленная пьеса Гарсиа Лорки ,Дом Бернарды Альбы. и недавно осуществленные .Продавец дождя. Р. Нэша, .Дальше - тишина. В. Дельмар, .Все в саду. Э . Олби. Особо надо отметить спектакли, посвященные анти­ фашистской тематике, с большим успехом идущие на на­ шей сцене - .Интервью в Буэнос-Айресе. Г. Боровика, .Семья Ферелли теряет покой. Л. Хеллман, .Ловите .Контрабаса •...• В. Гончарова. Значителен вклад Калининского театра в раскрытие и воплощение военно-патриотической темы. В предшест­ вующие годы были поставлены ,Гостиница .Астория. А. Штейна, ,Домик на окраине. А. Арбузова, .Золо­ то. по роману Б. Полевого. За этот спектакль режиссеру­ постановщику народной артистке РСФСР В. А. Ефремо­ вой присуждена золотая медаль имени А. Д . Попова, ряд исполнителей отмечены дипломами . Министерства культуры СССР. Интересны и содержательны спектакли последних лет. Это - .Из жизни деловой женщины. А. Гребнева (в глав­ ной роли заслуженная артистка РСФСР В. Сурудина), .Прошлым летом в Чулимске. А. Вампилова, спектакль, решенный постановщиком В. А. Ефремовой в своеобраз­ НОМ лирическом ключе, сатирический спектакль .Энер­ гичные люди. В. Шукшина, .РазомкнутыЙ круг. В. Ка­ мянского (в этом спектакле роль Михаила Ивановича Ка­ линина с глубоким проникновением в жизнь образа сыграл заслуженный артист РСФСР А. Чуйков), об охране природы пьеса И. Дворецкого .Веранда в лесу •. Становлению сегодняшнего молодого человека посвя­ щены спектакли .Репетитор. Г. Полонского (режиссер С. К. Плисецкая), .Жестокие игры. А. Арбузова (режис­ сер В. И. Тищенко). Острым и откровенным разговором о жизни современной деревни стала постановка ~Трина­ дцатого председателя. А. Абдуллина (режиссер В. А. Персиков). В традициях театра работа с местными авторами. Так появились на сцене спектакли по пьесам калининско­ го писателя В. Камянского .Прощание славянки. и .Ра : зомкнутый круг •. Творческие связи театра драмы с сельскими зрителя­ ми - давняя, прочная, постоянно развивающаяся и креп­ нущая традиция. Основой творческого отчета перед сель­ скими зрителями явились спектакли .Верен тебе. А. Чуй­ кова, отражающие сложные проблемы сегодняшнего ceh·a, .Песня жизни. лауреата Государственных премий СССР и РСФСР А. Софронова. Спектакль .Верен тебе., поста­ новку которого осуществила В. А. Ефремова, создавался в содружестве творчеокой группы с тружениками сель­ ского хозяйства нашей области. Консультанты: Герой Со­ циалистического Труда директор совхоза имени 50-летия СССР П. Смирнов и депутат Верховного Совета РСФСР председатель колхоза имени Кирова Тургиновского райо­ на Григорьев. Стремление решать коренные глубинные вопросы вре­ мени, предложить встречу с самобытными, масштабными характерами и определило то место, которое в преддве­ рии ХХУI съезда КПСС заняла в репертуаре нашего TeaT~t ра работа над большой прозой, а именно над романом ,Имя твое. Петра Проскурина. Мы гордимся, что именно наш театр впервые вывел на сцену героев Проскурина. Спектакль был показан в Москве в чнсле лучших спектаклей театров страны, по­ священных съезду. Тепло и радушно встречен московским зрителем. Спектакли театра заставляют думать о многом. И прежде всего О той невидимой работе, которую главный режиссер театра В. А. Ефремова определяет весьма ла­ конично: всегда необходимо смотреть в корень вещей. Поиск продолжается. ПЕРСНКОВ В. А. ,....... ес.,.· nОС'ТQНО8ЩUХ ЕФРЕМОВА В. А. нар. орт. РСФСР .",а_н,,,} p,• .,ccrp ВЫРДН/' Е. М. ж"iJО_НU1(' nOCf'aHo8l1f ilJC ВОЛКОВ В. М. по ... p~.иccep4 ПЛНСЕЦКАЯ С. К. p~.UCCfp l,ед4i1'О' СУРУДННА В. К. ;юс ... арт. РСФСР ГАТАЕВ В. 3 . .acJI. ар • . РСФСР 002 168473 ХОНННА Н.В. ""с ... орт. РСФСР чvRков А. А. .ас,.. ар •. РСФСР BPVCHII Л. А.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1