Памятник волжского судоходства галера "Тверь"

30 и по тому, что эти сюжеты в XVIII в. изо- билуют всюду: в живописи, скульптуре, при- кладном искусстве и архитектуре^. В этой резьбе любопытен национальный момент. Нет сомнения, что при постройке этих судов в Твери пользовались не выпи- санными, а местными резчиками, украша- телями судов, но даны были им образцы западного происхождения, не столь близ- кие их родным орнаментальным мотивам. Опыт русского резчика, воспитанного на спе- цифической рельефной резьбе, с ее особыми приемаки и элементами, использовали на чуждом художественном материале вы- соко рельефной и круглой резьбы. Когда дело касалось орнаментальной резьбы, там чув- ствовались мастерство, полет фантазии, гиб- кость примитивного инструмента; но когда резчик подходил к скульптуре, там и ско- ванность линии, и тяжелая модулировка. Овладеть общей композицией мастерам уда- лось, но, благодаря необычности задания, новизне,'—все носит следы грубости, а глав- ное чуждости,непрсникновенности в сущность ' Сравни детали обработки Летнего дворца в Петербурге (Андреас Шлютер, 1714 г.); живопись на карете Екатерины II в собрании Централь- ного Музея ТССР и др.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1