3 1/2 годa Советской власти в Тверской губернии

садок оборудовано детской мебелью, */ 8 не оборудовано. С вопросом о снабже- нии детских учреждений педагогическими материалами дело обстоит плохо. Нет совсем книг для чтения и разсказывания, очень мало красок, бумаги, ка- рандашей. Если помещения для детских садов, судя по статистическим данным, большей частью удовлетворительно (в среднем на группу в 40—50 чел. прихо- дится 4 ;> комнат), го далеко нельзя этого сказать про детские дома, которые гнездятся в тесных антисанитарных помещениях старых приютов или в совер- шенно не приспособленных для детского жилья б. монастырях. Отсутствие обуви, мануфактуры еще недавно доходило до максимума, так, напр., в 1920 г. на всех призреваемых детей (около 14.000) было получено всего 6 пудов ваты для теплой одежды. Сейчас положение, благодаря помощи Комис- сии по Улучшению Быта Рабочих, Комиссии по Оказанию Помощи Детям, не- сколько улучшилось, но далеко еще до нормального. С питанием в детских учреждениях дело одно время как будто наладилось, но сейчас опять наступает ухудшение— жиров совсем не выдают. Школьного питания, за исключением некоторых уездных городов, совсем нет. Сейчас закры- ваются детские столовые. В области питания детей нужно принять экстренные реальные меры. Здесь не мешает заметить, что передача всего снабжения и питания детей из органов Наркомпроса в органы Наркомпрода, по отзывам работников про- свещения в Тверской губ., не улучшила, а, пожалуй, ухудшила положение со снабжением. Мы, как будто, слишком долго останавливались на материальном положе- нии народного образования в Тверской губ., но дело в том, что как раз мате- риальные условия не дают возможности поставить народное образование на новые рельсы, вследствие материальныхусловий мы не имеем детских садов хотя бы по системе Монтессора, а примитивные учреждения детского призрения - не имеем трудовой политехнической школы, а старую школу-учебу. Трудовых процессов в школах Тверской губ. почти нет, нет вообще синтеза труда и на- уки. „На практике трудовые процеесы стоят обособленно от школьного обуче- ния", пишет в одной анкете Осташковский Уотнароб. Если не будут улучшены вообще материальные условия школы, то все новые начинания: экскурсии, колонии и т. д. будут только яркими заплатами на школьном рубище. Нам нужно конкретизировать трудовую школу, а для этого нужно создать реальные условия ея существования. Широкие слои трудового населения шли навстречу начинаниям Советской Власти в области культурного строительства, но теперь все больше и больше ростет недоверие— „не пустое ли все это дело", и все меньше, меньше местной инициативы, все меньше и меньше помощи населения. Начинают: „такая школа нам не нужна", и кончают: „школа нам не нужна, нам нужны ' колеса для телеги". Здесь нельзя медлить. Здесь нужно создать единый хозяйственно-культур- ный фронт, единыйфронт труда и просвещения. Здесь нельзя медлить. Уж кое-где появляются в школах „иконные" реци- дивы, и мы можем оказаться в таком положении, что многое из достижений Советского народного образования в Тверской губ. мы увидим только в твер- ских музеях (после Октябрьской Революции возникли или были реорганизованы следующие музеи, кроме Твери, (Ржев, Старица, Осташков, Кашин, Весьегонск, Горжок и Кимры). Здесь наряду с художественно-историческими предметами, вывезенными из бывших помещичьих усадеб, нам будут показывать: „вот про-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1