3 1/2 годa Советской власти в Тверской губернии

Таким образом, по губернии с населением в 2 миля. 349 тыс. чел. (на 1-е янв. 1913 г.) приходилось 30 спец. учебных заведений (т. е. 1 заведение на 7S тыс. населения), при чем 7 учебных заведений в городах, с. населением в 174 тыс., и 23, из которых только • 3 сельско-хоз., в уездах с населением более 2 миллиона. Тут, очевидно, сказалась не только обіцая политика самодержавия, но и немощь и некультурность тех слоев населения, которые руководили промышлен- ной и хозяйственной жизнью страны. Достаточно указать, что за тот же год, по оффициальным данным в губернии насчитывалось 220 промышленных круп- ных и средних предприятий с общим числом рабочих в 46 тыс. человек. В первый период после октябрьской революции, дело, как мы видели, по только не подвинулось вперед, но скорее отстало, и в 1918—1919 учеб. году, так же, как и в предыдущем, по неоффициальным спискам, значится 19 учебп. заведений: промышленно-экономический институт (вместо коммерческого учи- лища), два технических училища, 10 профессионально-технич. и 6 сельско-хоз. Тем и заканчивается период. Второй период открывается значительным изменением в отношении к про- фосе. -техническому образованию в Центре и оживлением интереса па местах» когда, вслед за^разгромрм контр-революции, Республика неизбежно должна была кинуть силы п на другой фронт— хозяйственный. В Тверской губ. это оживление сказалось в организации Подотдела проф.- технич. образования при Губотнаробе и в заседаниях Совета Профес.-Техн. учеб- ных заведений. Но независимо от деятельности местных органов, в силу назрев- ших потребностей и перемены курса в Центре, стали возникать новые и выплы- вать из небытия „ушибленные" общей политикой Наркомпроса профессионально- технические учебн. заведения. К 1-му января 1920 года ужё имели по спискам: промышленно-экономич. институт, 2 техникума (вместо прежних технич. школ), 10 сельско-хозяйственпых и 27 профессиональных курсов — всего 38 учебных и учебного типа заведений (правда, рост числа школ по сравнению с предыду- щим годом объясняется, быть может, частью более тщательной регистрацией). Следует отметить некоторое затишье в деятельности Подотдела професс.- технич. образования в первой половине 1920 года,— за отсутствием сотрудни- ков, и новое оживление с лета и осенью, когда состоялась конференция, впервые широко и глубоко осветившая вопросы професс.-технического образо- вания в губернии. Конференция в более конкретных формах наметила бли- жайшие задачи и, в общих чертах, меры к установлению общего плана работ, который должен базироваться, конечно, на изучении хозяйственных, бытовых и культурных условий жизни населения. Независимо от общего погубернского плана, еще не разработанного, откры- тие новых школ и курсов на местах продолжалось, — и на 1-е января 1921 г. по спискам Губпрофобра значилось уже 65 учебных и учебного типа заведений, при чем, как выяснилось за истекшие месяцы, список был не исчерпывающим. Отсутствие постоянной регулярной и прочной связи с местами, слабая от- зывчивость на запросы — (второй и существенный недостаток в работах Губпро- фобра, который, невидимому, начинает изживаться), и отсутствие кандидатов на ответственные должности инструкторов (третий недостаток, к устранению кото- рого в ближайшем будущем будут приняты меры — путем организации Практи- кума) все это сказалось, между прочим, и в общих цифрах, характеризующих неполноту осведомленности Губпрофобра. Следует отметить, что установлению нормальных отношений Губпрофобра с местами до некоторой степени мешает

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1