3 1/2 годa Советской власти в Тверской губернии

Народное образование. Настоящий очерк не дает цельной картины по народному образованию в Тверской губ., в нем много существенных пробелов. Причина— почти полное отсутствиекаких бы то ни было материалов в Губернском Отделе Народного Образования (имеются только отчеты к 7 и 8 Съездам Советов— 1920 г.) и сла- бое освещение вопросов народного образования в местной прессе. Народное образование в Тверской губ. ждет еще своего историка, но прежде, всего придется произвести кропотливую работу по собиранию материалов, по обследованиютой или другой области народного образования. Учет работы, достижений, плюсов и минусов — вот одна из основных задач момента. В области народного образования Октябрьская Революция, как и во всех других областях жизни, не могла не произвести крутого и резкого поворота. Все то стремление к просвещению, к культуре, которое подавлялось в массах во временацаризма, которое и после февральской революции не находило долж- ного выхода, '-) — хлынуло вдруг наружу и вылилось, правда, в довольно бурном хаотическом потоке широкого зарождения и развития всевозможных учреждений. Ввести этот поток в определенное русло, избежать распыления сил, средств и т. д., кустарничества, создания эфемерных, псевдо-культурных учреждений, подчинить всю работу но народному образованию общему плану, — задача нелег- кая и в Тверской губ. до сих пор еще не выполненная. Она могла бы быть выполнена только при одном условии, если бы широкие круга учительства стали иод знамена Октябрьской Революции, если бы Декларация Народного Комисса- риата по Просвещению сделалась декларацией всех работников просвещения, но этого до сих пор нет. Правда, в Тверской губ. не было учительской заба- стовки, правда, здесь все призывы „Всероссийского Учительского Союза" к актив- ным выступлениям против действий „большевиков", оставались безрезультатны. Все же учительство в массе (за исключением нескольких десятков), если не про- должает относиться явно враждебно ко всем начинаниям Советской Власти, то. во всяком случае, находится в состоянии полной пассивности; хорошо, если работа его происходит, так сказать, „контактно" с Отделами Народного Образо- вания. При таких условиях Отделы Народного Образования являлись не органами, регулирующими дело народного образования, идейно руководящими ими, а бюро- кратическими машинами, механически распределяющими материальные средства, скудно получаемые от Нарісомпроса и также механически циркулярно распре- деляющими духовные блага, получаемые оттуда же. А если принять во внима- ние, что лица, стоящие во главе Отделов Народного Образования, часто были не *) Так, например, Тверское Чрезвычайное Губернское Земское Собрание в заседании от 30 іюня 191.7 г. избрало в Губернский Комитет по Народному Образованию 13 человек, но комитет этот ни разу не собирался. .87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1