3 1/2 годa Советской власти в Тверской губернии

ііа ііысоте своего положения („шила В меіііке не утаишь" — исполкомы, считая дело народного образования, в лучшем случае, только „третьим фронтом", выдви- гали самых сильных и испытанных работников на первые два фронта— военный и хозяйственный), то картинав смысле руководства работой получалась печальная. В особенности это надо сказать про губернскиймасштаб, про Губернский Отдел Народного Образования. Если рассматривать историю народного образования в Тверской губернии после Октябрьской Революции с точки зрения руководящего органа,с точки зре- ния Губернского ОтделаНародного Образования, то ее можно разделить на два периода: первый период с февраля 1318 года (так долго в Тверской губ. еще давали существовать Дирекции Народных Училищ) по 1920-й год, второй — с 1920 года. Если двумя-тремя словами охарактеризоватьэти два периода, то первый период можно назвать: „циркуляр и стихия", а второй — „собирание сил и по- иски путей". Начало второго периода связано с именем Ф. В. Бадюлина, избранного 6-м Губернским Съездом Советов заведующим Губернским Отделом Народного Образования и зверски убитым в феврале 1921 г. в Ржевском уезде, куда он был откомандированв качестве особо уполномоченного Тверского Губпродкома. Имя это не может быть не упомянуто, когда пишешь о народном образовании в Тверской губернии. В первый период действовали почти исключительно методами циркуляр- ного принуждения,методы убеждения были совершенно не в ходу. Достаточно сказать, что в 1918 и 1919 г. была всего 1 конференция по дошкольному воспи- танию, десяти-дневныекурсы-съездпо трудовой школе и 2 съезда заведующих Уездными Отделами Народного Образования, тогда как за один 1920 г. было 9 съездов и конференций. Отделение церкви от школы, совместное обучение, школьное самоуправление, трудовое начало в школе и т. д. — все проводилось циркулярным путем, без всякой почти подготовки населения, учащих, без вся- кого плана. Неудивительно, что реформы принималиуродливые формы, и „школьная революция" часто оставалась бумажной. При таких условиях широкие трудовые массы, не имея возможностиосознать пользу мероприятий Советской! Власти в области народного образования, стали отшатываться от ОтделовНародногоОбра- зования, видя в них исключительно бюрократические, учреждения. На каждом Съезде Профсоюзов можно было слышать резкие выпадки по адресу Отнаробов; на Съездах Советов доклады по народному образованию часто снимались с по- весткидня пли, если заслушивались, то без прений. Взоры рабочих стали обра- щаться к Пролеткульту, который вынужден был брать и культурно-просвети- тельную, а не только культурно-творческую работу; деревня все больше и больше обращалась к кооперации,которая, по политическим мотивам, в своей культурно- просветительнойработе противополагала себя „советскому" просвещению. Бюро- кратизм убивал творческую волю отнаробов, и авторитетих в глазах исполко- мов, продкомов, совнархозов и т. д. стоял ниже нуля. Стихия, конечно, делаласвое дело: росли различные культурно-просвети- тельные кружки, открывались, по почину населения, школы, детскиесады и т. д.; здесь не мешает вспомнить, что прогрессивными земствами некоторых из уездов Тверской губ. (Тверской, Новоторжский и т. д.) почва под народное образова- ние достаточно была взрыхлена, нужно было только, чтобы народ бросил в нее

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1