3 1/2 годa Советской власти в Тверской губернии

сбои семена. И после Октябрьской Революций он получил возможность бросать их ЩОДрОГО рукшо. Вот несколько цифр, рисующих рост всевозможных учреждений но народ- ному образованию со времени Октябрьской Революции: начальных школ всех ведомств в 191 Г» году было 2.113 с 169.322 учащимися, на 1-ое декабря 1920 г. — 3.018 с 207.785 учащимися; так наз. средних учебных заведений (гимназий, реальных училищ, духовных семинарий, высших начальных училищ, духовных, коммерческих и епархиальных училищ) в 1916 г.— 93 (число учащихся неизвестно), на 1 декабря 1920 г. школ II ступени было 164 с 15.809 учащимися. Удивителен рост дошкольных учреждений. До Октябрьской Революции в Тверской губ. было 2- — 3 частных детских сада для детей лиц обезпеченных материально. После Октябрьской Революции частные детские сады прекращают свое существование и превращаются в государственные дошкольные учрежде- ния для детей пролетариата и беднейшего крестьянства. В 1918 году было 13 I/ дошкольных учреждений (дома ребенка и учреждения охраны детства всюду не принимаются в рассчет), в 1919 г. уже 99, причем 46 в сельской местности, а 53 в городах, и в 1920 г. уже 152, при чем в сельской местности 88, а в го- родах 64. Общее число детей, обслуживаемых дошкольными учреждениями к I октября 1920 г. (когда уже имелось 187 дошкольных учреждений) было 7. ООО чел., у из них 635 в губернском городе, 3.157 в уездных городах и 3.208 в селах и деревнях. Рост учреждений охраны детства главным образом падает на 1920 год. К 1-му января 1921 г. по Тверской губ. числилось детских домов 73, медико- педагогических учреждений 5, приемников 6. Особенно быстро стали расти учреждения внешкольного характера. Так, в 19І8 г. насчитывалось около 50 круж- ков по всей Тверской губернии, в 1919 году число их увеличилоть до 600 (бо- лее, чем в 10 раз) и в 1920 г. число их доходит до 1000. Правда, за последнее время рост кружков уменьшился. Обогатилась Тверская губ. со времени Октябрьской Революции и библиоте- ками. Всего к декабрю 1920 г. в губернии было 616 библиотек с количеством книг около 500.000 томов. К сожалению, мы не имеем для сравнения погуберн- ских данных о библиотеках за 1914 — 1917 года, имеем только данные по неко- торым уездам, но данные эти поразительны. Так, например, библиотек в Весье- гонском у. до Октябрьской Революции было 7 (в том числе 2 в городе), в 1920 г.— 09 (в том — I в городе, 6 районных волостных и 59 сельских); в Осташковском у. в 1911—1917 г.г. было 4, теперь 44. в Старицком у. в 1914—1917 г. г. имелась одна, теперь же 60 и т. д. Приведенных цифр достаточно, они сами за себя говорят, они показывают, какую громадную культурно-творческую энергию в трудящихся массах пробу- дила Октябрьская Революция. Выстрый количественный рост не мог не отразиться па. качественном; часто происходило распыление сил, средств, людей. Стихийный рост народного обра- зования уже в 1919 году стал давить Губотпароб и Уотнаробы. Нужно было от циркуляров приступить к идейному руководству и инструктированию, нужно было установить единый план работ по всем отраслям образовательной деятель- ности, завязать связь с местами. В течение 1920 года был созван ряд уездных и губернских съездов, кон- ференций, совещаний и т. д. В этом направлении Губотнароб при Ф. В. Бадюлине развил максимаіхьную деятельность. 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1