3 1/2 годa Советской власти в Тверской губернии

раторов-Вненіколышков, но опй орТа ни чески не могут свяЗать своіо работу о тем коммунистическим направлением, в каком работают лолитнросветы. Всевозможные краткосрочные курсы, какие десятками организовались со времени Октябрьской Революции, немногим повышали квалификацию работ- ников. На общий упадок квалификации жалуются тарифные отделы Союза Работ- ников Просвещения. Наиболее ценные квалифицированные работники бегут от дела народного образования из-за -невозможных материальных условий, в каких приходится работать „на ниве просвещения". .Жить приходится в холоде, голоде, тесноте, разутыми, неодетыми. Между тем работать приходится учительству теперь несравненно больше, чем в до-революциовное время. Большинству школьных работников приходится работать в две смены. Кроме основной школьной работы, школьные работники в порядке трудовой повинности обязаны работать по ликвидации неграмотности среди взрослого населения и в красноармейских частях, расположенных в Тверской губ., вести внешкольную работу (организация кружков, постановка спектаклей, вечеров и т. д.), производить разного рода переписи и учеты и т. д. Наконец, следует принять в расчет, что для успешной работы в школе и в ликвидационных пунктах неграмотности необходима, при новом содержании школьной работы, тщательная подготовка к урокам. В общей сложности для работающих в одну смену получается 8 — 9, а для работающих в 2 смены 10 — 1 1 часовой рабочий день. Нужно обратить еще внимание на те условия, в каких приходится рабо- тать в школе учителю, на те условия, в каких живет новая „трудовая" школа. Специальных школьных зданий очень мало, да и те нуждаются в мелком, а иногда и в капитальном ремонте. Большинство школ в тесных помещениях. Под школы заняты простые крестьянские избы. Все они страдают недостатком освещения, вследствие относительно малой квадратной площади стекол и одно- .. с-торонности их размещения; недостатком воздуха, вследствие обычных в деревне низких потолков и переполнения школы учащимися (напр., в некоторых шко- лах Краснохолмского уезда 1 кубическая сажень воздуха приходится на С — 8 человек учащихся); отсутствием элементарных удобств — уборных, раздевален и проч. Показательна цифра удовлетворительных наемных школ в Весьегонском уезде — 3 из 136 школ. Снабжение школ топливом с каждым годом ухудшалось, и в течение этой зимы не функционировали регулярно не только многие городские школы, но и сельские. Снабжение школ керосином, за исключением Корчевского уезда, не произ- водилось. Новым инвентарем школы почти не снабжаются, между тем как нужда в нем, при увеличении числа отделений с 3 до 4—5, громадная. Напр., число имеющихся нарт в Корчевском уезде надо увеличить в 4 раза. В учебных пособиях и письменных принадлежностях чувствуется острый недостаток: напр., один карандаш приходится на 7 — 10 человек, 1 перо на ученика на весь год, 6 листов бумаги на ученика. Учебниками снабжались обычно вновь открываемые школы и то лишь азбуками и букварями іто 2 — з экземпляра на школу. Также не удовлетворительно материальное положение дошкольных учре- ждений, учреждений охраны детства. Так, напр., можно сказать, что »/з часть 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1