Ледовое побоище на тверской земле!?

Опровфгая, существующую в Балашутино легенду, подтверждающую гипотезу B.C. Борзаковского, П.Д. Малыгин выдвинул следующий аргумент, «...предания, сохранившиеся у местных жителей бывшего Бортенева, имеют весьма позднее происхождение».^' В качестве доказательства приводится то, что Старицкий краевед «... И.П. Крылов наверняка хорошо знавший точку зрения B.C. Борзаковского, ни словом не обмолвился о Бортеневе в своих знаменитых очерках о Старицком уезде».'' Кстати, эти же доводы П.Д. Малыгин повторил вновь, аргументируя свою вторую гипотезу; «Знаток же истории Старицкого уезда И.П. Крылов в своём описании 1915-1916 гг населённых мест близ Бартенево не обмолвился о местных легендах ни словом, хотя тщательно фиксировал все исторические предания, где они действительно имели место».*' Таким образом, приведя, как аргумент, молчание И.П. Крылова о Бортеневской битве вторично, П.Д. Малыгин поставил себя в крайне нелепое положение. По его утверждению И.П. Крылов наверняка хорошо знал точку зрения B.C. Борзаковского. И, если И.П. Крьшов «тщательно фиксировал» абсолютно все легенды, и хорошо знал точку зрения B.C. Борзаковского, как же он мог пропустить место, на которое указывает вторая гипотеза П.Д. Малыгина? Это тоже ведь Старгщкая земля! А факт самой битвы не оспаривает никто! Поражает подобная необъективность кандидата исторических наук П.Д. Малыгина, когда он аргументацию о «молчангш И.П. Крылова о Бортеневской битве» гтрименяет к гипотезе B.C. Борзаковского, и закрывает глаза, что И.П. Крылов ничего не говорит о месте битвы применительно к новой гипотезе П.Д. Малыгина. Более того, П.Д. Малыгин попытался представить легенду о «битве Литвы с русскими», жившую в Понафидино, как битву Михаила Тверского с Юрием и Кавгадыем: «Может быть, это предание является искажённым отражением народной памяти о событиях 1317 г.»" Но если бы не было нескольких общеизвестных походов Литовского князя Ольгерда на Москву, которые проходили именно южнее Твери, тогда было бы, хоть какое-то основание допускать, что там под Понафидино сражался Михаил Тверской. А почему не поляки? И почему, вдруг, Понафидино? А не Иванищи, наконец, не Иванищенские горки, которые расположены на самом краю, так называемого «Бортеневского озера»? И почему же в древнем роду Понафидиных не сохранилось предания о Михаиле Тверском и его битве? Крайне затруднительно представить, что даже в памяти простьгх людей, битва Михаила Тверского с Московским князем Юрігем и Кавгадыем могла трансформироваться в битву Литвы с русскими. Приходится констатировать, что у П.Д. Малыгина, как в первой, так и во второй гипотезах нет легенды, т.е. не сохранилось никаких народных воспоминаний. Выводы из этого сопоставления очевидны. Первое. И.П. Крылов ничего не знал о работе Петербургского учёного B.C. Борзаковского и о его гипотезе. Ничего не знал он и о легенде, жившей в тех местах. Не знал он и о часовне, посвящённой тем событиям и существовавшей в Бортенево до революции. Если бы И.П. Крылов знал, хоть что-то, хотя бы о существовании часовни, он, действительно, должен был, хоть как-то, прокомментировать открытие B.C. Борзаковского и существующую легенду.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1