Бортеневская битва,мифы и реалии

и из иных княжении и волостей передъратью; к тому жеуслы- шаша Тферичи своего князя Михаила идуща изъ орды, и възрадо- вашася всилюдие.»'^^\ И здесь необходимоупомянуть ещё об одномфакте, внешне, бьпъ может, и не связанном с рассматриваемым событием. Как известно, ростовские князья заняли к концуXIII в. наиболее ярко выраженную проордынскуюпозицию. В.В. Каргалов пишет «Параллельносослаб- лением великокняжеской власти росла роль ростовских князей, прочно связанных с Ордой.Именно на них стали опираться завое- ватели>М'^\Ш. Насонов как бы продолжает его: «НедаромРостовс- кая епископия немоглауже более, очевидно,удовлетворять в каче- стве церковно-административного центра, и около 1272 г. в Твери была организована самостоятельная кафедра, вторая во всём Ростово-Суздальском краеР'^\ Большие надежды возлагал на Михаила и на Тверь митрополит Максим. Вот как об этом пишет А.Е. Пресняков: «МитрополитМаксимусмотрел в тверском князе ту силу, которая способна «привести к единству властьмирскую», согласно с тягой к Михаилу Ярославичу великокняжеского бояр- значит, не только простые люди, но и боярство и святая православная церковь потянулись к Твери. Всего 4б лет самостоя- тельномуТверскому княжеству, всего 22 года её князю, 21 годТверс- кой епископии, но и Тверь, и её князь и епископ уже стали символа- ми антиордынского сопротивления. В связи с этим эпизодом - подготовкой Твери к осаде - показа- телен фрагмент из Симеоновской летописи, уточняющий детали, вышеупомянутого эпизода, «целоваша межи себе крест»: «Тферичи ирловаша крестъ, бояре кьчернымълюдемъ, такожеи черныялюди к бояромъ, что стати съ единаго, битися сь ТатарььТ'^Р Сейчас, когда обращаешься ктрудам историков советского периода, броса- ется в глаза излишняя социализация истории, видно, что классовые противоречия выискиваются пороютам, где налицо совсемдругие явления. Замечательно в приведённом фрагментеСимеоновскойле- тописи то, чтолюди из разных княжеств, разных социальных слоёв: и бояре, и черныелюди - собрались вместе, целовали крест и покля- лись друг другу «с единого битися с татары»! «С единого битися» - какиежемчужины разбросаны в нашихлетописях: «с единого» - это и всем вместе, и один за всех, а все за одного, и, быть может, самое главное - за одно общее дело! Не такие ли эпизоды нашей историиготовилибитвунаВожже, а затем и поле Куликово? Не здесь ли в Твери, при виде этого единения нации, рождались замыслы МихаилаЯрославича об объединении русского языка, о едином рус- ском государе, о «Великом князе всея Іфси»?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1