Бортеневская битва,мифы и реалии

и третье. Опровергая информацию Новгородской 1 -й летописи о сорока верстах, АВ. Жгутов пишет, что эта информация «..должна пониматься не какуказание на точноерасстояние в четыре де- сятка верст меж^ местом Бортеневского сражения и Тверью, а как желание подчеркнуть удаленность места ожесточенной сечи намного верст от города'д'^. Выстраивая свою систему, АВ. Жгутов среди достоверных сведе- ний вкрапляет ложные, но имеющие принципиальное значение утверждения. Заключая перечисление событий дня битвы, которые действительно содержатся в источниках, АВ. Жгутов пишет, как ви- дим, чтоиМихаилТверской, изнатные пленники в этотже вечер были в Твери и это «прямоедоказательство, тогофакта, чтоБортеневс- кое фажение состоялось в ближайших окрестностях Тверш^Х Ещё один яркий пример фальсификации и подтасовки с помо- щью именно этого метода: «...представляется весьма вероятным, в начале седьмой недели своего похода по землям Тверского княже ства, когда Юрий Московский прислал гонца в Торжок с целью выяснить обстановку, он фактически точноуказал новгородцам жстонахождение объединенного войска». И далее на следующей странице: «Так новгородцыузнали, что объединенное войскоЮрия Московского находится «близ Твери за сорок верст»»^\ В конструкции первого предложения предположительность относится к тому чтоЮрий «указал новгородцам местонаховдение объединенного войска», а безусловность основания для такого вы- вода то, что «Юрий Московский прислал гонца в Торжок с целью вьыснить обстановку». Но ни один источник не содержит инфор- мации о «гонце» или о какой-либодругой связи новгородцев сЮри- ем, наоборот, подчёркивается отсутствие этой связи: «понеже не ведяху князяЮрья, кде естьд°\ Иуже на следующей странице пред- положительность с известия о месте нахождения союзников сни- мается и преподносится как очевидная истина. Давайте же взглянем на финал дня битвы, как его цитирует сам АВ. Жгутов по АН. Насонову: «Се же бысть декабря въ 22 день, на память святыя мученицыАнастасии, в четвергъ, в годину вечер- нюю, за три дня рождества Христова, а в пятокъ велики князь Михаил, видевся сКавгадыемъ, взямиръ и поя его во Тверь з дружи ною и, почтив его, стпусти...»''^'^ к теперь сравним, как этотже фраг мент изложен в Рогожском летописце: «Кавгадыи повелі дружині своей стягы поврѣци, а самъ нелюбоуя поиде въ станы. Сіеже зл быеть дек[абря] 22. И на оутріа великш князь видівся съ Кавгады- емъ, взятъмиръ и поятъ его въ Тферъ с своею дружиною, почтив его и отпустиб^Х

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1