Первый великий князь всея Руси Михаил Тверской

неразборчивсхгги, доблести и хитрого выжидания, наконец, материаль- ного и духовного —не привлекло внимания почти никого из ісрупных русских художников. Загадка образа так и осталась неразрешённой; и хотя мученичество існязя получило своё юздаяние в акте канонизации, без ответа остался юпрос в чём же состояло деяние? Да, по официаль- ному церковному календарю память князя чтится — но как! Войдите в любой из московских храмов — уверяю вас, вы там далеко не всегда найдете икону Михаила Тверского, если в день его памяти (22 ноября по старому, 5 декабря по ноюму стилю) захотите зажечь перед ней свечу. А в «Настольной книге священнослужителя» о. Сергия Булгако- ва, в общем-то, уникальной по полноте собранных в ней сведений, чита- ем вообще нечто удивительное. Не отрицая, что великокняжеский Вла- димирский престол после смерти Александра Невского по праву при- надлежал Михаилу Тверскому, о. Сергий тем не менее пишет далее: «В начале борьбы с Юрием князь Михаил одержал победу; но, упорно преследуя цель, Юрий не терял надежды на успех Воспользовавшись воцарением хана Узбека, Юрий, жаждавший смерти дяди, настоял на вызове князя Михаила Ярославича в Орду, обвиняя его в отравлении своей жены Кончаки, бывшей сестрою Узбека и умершей в плену у Тверского князя. Желая обеспечить своему княжеству спокойствие и избежать грозившего опустошительного нашествия татар на тверские владения, св. князь Михаил решил принять мученический венец и, ю искупление греха, порождаемого рознью между ним и плеліянниісом, предав себя юле Всевышнего, прибыл в 1318 году в Орду с сыном сво- им Константином». Удивительно здесь не только то, что, хотя это Юрий не прав в споре с дядей и посылает его на верную смерть в Орду, грех распри почему-то юзлагается на Михаила Ещё больше поражает то, что ни единым сло- юм не упоминается Бортеневская битва декабря 1317года,в которой Юрий Московский, шедший вместе с татарами на Тверь, потерпел со- іфушительное поражение и которая была перюй, когда русский «уви- дел спину» бегущего от него татарина Именно за эту победу Твери грозил соіфушительный карательный поход Орды, для противостоя- ния которому у неё не хватило бы сил; и вот для того-то, чтобы отвести этот удар, князь Михаил и отправился на верную смерть. Не іфавда ли, перед нами все-таки нечто иное, нежели «искупление греха» семейной распри, в которой праю — нравственная, заметим, ценность — к тому же попирается другой стороной. И отнюдь не ги-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1