Первый великий князь всея Руси Михаил Тверской

Художественные традиции, заложенные в правлениеМихаилаЯрос- лавичаТверского, поставили Тверь в число ярких и значительных цен- тров древнерусского искусства Крупнейшие исісусствоведы—специ- алисты в области русского средневекоюго искусства — Г. В. Попов, Л. М. Евсеева, В. М. Сорокатый, опубликовавшие ряд исследований о культуре средневековой Твери, а таюке тверские учёные на основе археологических изысісаний последнихлет считают конец XIII—пер- вые десятилетия XIV века, наряду с концом XIV и XV веісами самыми значительными периодами в истории тверской культуры. Под гнё- том ордынских завоевателей в этот ранний период в Тверском кня- жестве сісладывается самобытная художественная традиция, создан- ные выдающиеся памятники зодчества, иконописи, литературы оп- ределяют лицо неповторимой школы тверского искусства Произве- дения исісусства, созданные в Тверском княжестве времени Михаила Ярославича, сохранились в основном в материалах, добытых архео- логами. Тем не менее редкие памятники рубежа XIII - XIV вв. свиде- тельствуют о высоком мастерстве тверских художников. Здесь нача- ло художественных традиций Твери, вылившихся в создание ориги- нальной тверской школы живописи. Среди памятников изобразительного исісусства Твери начала XIV а самый яркий — пергаментный список «Хроники Георгия Амартола» (илл 2). Он уіфашен тверскими худоясниками, один из которьи—Про- копий—оставил свое имя на двух первых мшгиатюрах Этот обширный сюдмироюй истории былсоздан в Византии в IX веке и распространялся ю многих списках. Символично её появление вТвери в начале ХГѴ столе- тия, когда тверской княжеский дом стремился для упрочения самодер- жавной власти на Руси обратиться к традициям Византии и опьпу Киев- ского государства Выходная миниатюра, которая ошфывает руісопись, изображает в трёхлопастной арке в интерьере храма Спаса Вседерясите- ля на престоле Ему предстоят князь Михаил Ярославич Тверской и его мать княгиня Ксения. Вышемастер Прокопий изобразил стены и башни тверского Кремля, в центре которого одноглавый Спасо-Преображенс- кий собор. Этот двойной портрет, в сочетании с портретом автора хро- ники на другойминиатюре, по сюим традициямидёт от византийсісих и киевских рукописей, возможно, хорошо знакомых в Твери По мнению доктора искусствоведения Г.В. Попова, заказчиком списка «Хроники» могла быть и вдова князя Михаила, Анна Он пред- полагает, что создание миниатюры может относиться ко времени

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1