Первый великий князь всея Руси Михаил Тверской

псхле 1318 года, то есть после казни Михаила в Орде, а основанием для изготовления мемориального портрета явилось создание Повес- ти о Михаиле Ярославиче между 1319 и 1325 гг. Первый в русском искусстве портрет тверского князя достаточно условен. Князь представлен в позе моления Спасителю, поза его торже- ственна, взгляд обращён на зрителя. Парадные одежды с богато уіфа- шенным оплечьем іфасочно насыщены. Над головой князя белая дра- пировіса, обвитая за колонну, — знак княжеской власти. В то же время особенности облика князя —высокий лоб, небольшая брада — прида- ют его чертам вьфазительность и узнаваемость. На голове князя нео- бычная повязка — диадема, известная по поздним римским образцам и византийским памятникам Но есть предположения, что она имела употребление в домонгольском княжеском облачении, в том числе в Твери. Этот головной убор, вероятно, восходит к протографу изобра- жения —фронтиспису оригинала «Хроники», где её заказчика илшера- тора Михаила III (862 - 867) «представляла» Христу Богоматерь. По исследованиям Г. Б. Попова, процесс создания миниатюры был негфо- стым, её рисунок поновлялся. Начальный вариант архитектурного фона был сделан в виде триумфальной арки, впоследствии изменившийся на условное изображение Спасо-Преображенского собора Это объясня- ет то, что предстоящие Христу Михаил и Ксения являются основателя- ми главного храма Твери, построенного в 1285 -1290 гг. Предполага- лось также изобразить князя с нимбом, но в дальнейшем дюйная об- юдка нимба была счищена, перекрыта фоном и драпировкой. Б сюю очередь тонко отведённый нимб княгини Ксении появился позднее, как и надпись «Оксиния». Мать князя изображена в схилшическом об- лачении (умерла в 1313 г.). Не исіслючено, что первоначальная надпись, сопровождающая её фигуру, содержала её монашеское имя —Мария. На протяжении семи столетий вплоть до начала XXI века иісоногра- фический канон, вьфаженный в княжеском портрете на миниатюре, был в основе всех изображений Михаила Ярославича Тверского в рус- ском исісусстве. Тверской список «Хроники» попадает в Москву на рубеже XIV - XV вв.. Бидимо, существовали местные повторения — копии и варианты выходной миниатюры и близких к ней по времени и типологии икон. Б ризнице Спасского собора хранилась икона «Князь МихаилЯрос- лавич и Ксения Тверские» конца XVII века (ныне собрание Музея име- ни Андрея Рублева) (илл 3). Она была вложена в храм в 1702 г. архи-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1