Первый великий князь всея Руси Михаил Тверской

епископом Сергием (1682 -1702). Краеведческой науке она становит- ся известной с 60-х годов XIX в из ішиги священника А. Соколова На иконе князь и его мать Ксения предстают в молении Спасителю на фоне пейзажа Они под держивают «модель» Твери—деревянный град со сіфупулёзно прорисованными строенияма Общая композиция ико- ны, поля которой уіфашены серебряной обкладісой с вьющейся ви- ноградной лозой, наиболее близка к выходной миниатюре «Хроники Георгия Амартола». Иконография изображения строителей тверско- го Кремля и кафедрального собора Михаила Ярославича и княгини Ксении восходит к византийской традиции портрета основателей и благотюрителей. Эта икона стоит особняком в числе исследуеллых па- мятников. Её отличает «модель» Твери. Она наиболее близка по ком- позиции выходной миниатюре «Хроники Георгия Амартола», продол- жая её традицию. В дальнейшем, как мы увидим, получил распространение другой тип изображения духовных поіфовителей города Твери — благовер- ного Михаила и святителя Арсения Тверских. Деятельность Арсения I Чудотворца, Тверского епископа, проте- кала ю время правления князя Михаила Александровича Тверского. Он возглавлял Тверскую кафедру с 1390 по 1409 г., до своей кончины. Учёность и благочестие выдвинули молодого монаха в число выдаю- щихся церковных деятелей. Вместных преданиях он тверитянин, про- славленный примиритель князей, духовный учитель, строитель святых обителей. Епископ Арсений был канонизирован в 1547 г., а в 1665 г. установлено по благословению патриарха Никона праздновать обре- тение (перенесение) его мощей и составлена слркба святому. Самые значительные произведения иісонописи с изображением Михаила Ярославича связаны с последними десятилетиями XVII века В это время происходят серьёзные события в истории тверского Кремля — застройка его каменными зданиями при архиепископе Иоасафе и перестройка Спасо-Преображенского собора в 1689 — 1696 гг. Это оживляет художественную жизнь Твери. Заказчики городских работ в этот период—духовенство и купечество, о чём остались документальные свидетельства и вкладные надписи на драгоценных приношениях в хра- мы. ВодосЕятная чаша 1687 г. ю Спасо-Преображенского собора (со- хранилась лишь прорись изображения на утраченной чаше, сделанная в 1927 г. іфаеведом Бартоломеем, — Тверской государственный объеди- нённый музей) — одно из самых ранних из известных произведений, на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1