Первый великий князь всея Руси Михаил Тверской

которых помещены портреты епископаАрсения и князя МихаилаЯрос- лавича на фоне тверского Кремля. Также вместе они представлены на концах епитрахилиXVII R ИЗ Огрочамонастыря (Тверской государствен- ный объединённый музей). Подобная иконография получила особое рас- пространение в течение последуюіцих двух столетий и свидетельствует о сложении в этот период местной традиции почитания духовньк noiqx)- вителей города Твери. Это было связано с повторной (после местной) канонизацией тверских святых на московсісих соборах 1547 и 1549 гг., когда деятельность митрополита Макария по объединению нацио- нальных святьшь совпала со свершившимся фактом обьединения Руси под рукой царя Иоанна Грозного. Прежде разъединённая Русь жила под поіцююм местньк святынь, которые были симюлами местной само- бытности. Теперь, соединённая в единое государсгю, Русь побркдала и церковь объединить свое внешнее и внутреннее устройство. Митропо- литМакарий, инициировав среди 39 святых канонизациюТверских кня- зя Михаила и епископа Арсения, выступает здесь «собирателем» церкви, как князья «собирателями» Руси Совершенным примером этой иконографии является икона «Свя- титель Арсений и святой благоверный князь Михаил Ярославич Твер- ские» с тверским Кремлем и «Преображением» (Тверская област- ная картинная галерея) (илл. 4). Икона находилась в Тверском музее, куда поступила из коллекции московского собирателя П. И. Щукина в 1893 г. На ней представлены в молении образу «Преображение Господне», изображённому в небесном облачном сегменте, епископ Арсений и князь Михаил Ярославич Тверские. Аик Михаила Яросла- вича близок к его прижизненному изображению. Князь представлен государем в расцвете зрелого возраста, высокий лоб открыт, лик об- рамлен небольшой брадой. На поземе иконы в центре тверской Кремль, обнесённый стенами с башнями. Святые молятся иконе «Пре- ображение Господне» —одного из двунадесятых праздников, в честь которого был освящён Тверской кафедральный собор, Спас Злато- верхий. Они молитвенники и заступники за всю Тверскую землю, её символом предстаёт на иконе тверской Креллль. Постройки Кремля на иконе имеют «портретные» характеристи- ки и позюляют датировать икону предположительно 1674 - 1689 гг. Сравнение зданий Кремля с сохранившимися чертежами Твери нача- ла XVIII в., рисунками иностранных путешественников позюляют по- верить в достоверность этого художественного образа, донесшего до

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1