Первый великий князь всея Руси Михаил Тверской

нашего времени облик сердца средневекоюго города, уничтоженного пожаром в 1763 году. Икона имеет двойной ковчег, тёмно-зелёные поля, выгодно обрам- ляющие изображение в среднике. Тверские чудотюрцы представлены на фоне золотистого сияния небес в богато декорированных расти- тельным орнаментом одеждах. Колорит иконы гармоничен, тёплые охристые тона в сочетании со звучными іфасными передают состоя- ние торжества и радостной молитвы. В живописной манере мастера прослеживаются традиции Орркейной палаты, в том числе и в интер- претации пейзажных элементов В XVIII и XIX веках появляются лшогочисленные изображения свя- тых заступников Твери князя Михаила и святителя Арсения в русле сложившейся иконографической традиции. Несмотря на повторение основной композиции предстояния в единой молитве облачному Спа- су Вседержителю, в точности они не повторяются никогда Несолшен- но, большая часть этих икон написана в Твери, где существовали, судя по архивным материалам, многочисленные иконописные мастерские. Популярность имени благоверного князя Михаила Ярославича в наро- де и большое количество заказов на его образы обусловило появление икон, изготовленных с применением более дешёвых материалов, по соіфащённой иконографической схеме, без изображения Твери в сред- нике. Но на иконах обязательно присутствует Спас как небесный зас- тупник и покровитель города, вызывающий в памяти его «дом молит- вы» —Спасо-Преображенский собор. Иногда образ Спаса Вседержи- теля сменяет облачный Спас Нерукотворный, в основном встречаю- щийся наминиатюрах и поздних шсонах. Изображения тверского кня- зя в молении Спасителю юзникают, очевидно, с установлением празд- нования святому и юзникновением его шсон. Молитвенное предстоя- ние Христу тверского князя вьфажало чрезвьиайно важную мысль о духовной преемственности власти князя от Царя Царей. Над святыми мощами Михаила Тверского, стоявшими в Спасо- Преображенском соборе у иконостаса придельного храма Введения Богоматери в углублении в южной стене, были лепные изображения Иисуса Христа и ангелов, благословляющих мощи угодника своего (илл 5). Мощи покоились в серебряной раке (илл 6). Ршса была соорркена при Тверском архиепископе Митрофании Слотвинском (1739 -1752) . Догоюр на построение раки был заключён в августе 1747 г. с москов- ским серебряных дел мастером, Мещанской слободыжителем Гаврии-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1