Первый великий князь всея Руси Михаил Тверской

Образ Михаила Тверского вдохновил выдающихся русских худож- ников XIX века К нему обращался учитель Пимена Орлова Карл Брюл- лов. Виісгор Васнецов создал эскиз росписи одного из храмов с изобра- жением тверского князя. На памятнике «Тысячелетие России» в Нов- городе известный русский сісульпторМихаилМикешин поместил изоб- ражение Михаила Тверского между Александром Невским и Дмитри- ем Донским (илл. 17). Духовная традиция изображения тверских подвижников продол- жается в последующие столетия. В XIX столетии была особо популярна традиция создания семейной иконы, где изображены группы избран- ных святых, соименных членам одной семьи ^го заказные лшогофи- гурные композиции. Часто сохраняются надписи на обороте с имена- ми и адресами заказчиков. Святой благоверный князь Тверской Миха- илЯрославич часто входит в состав таких семейных охранителей и пред- стателей-молитвенников, что говорит о популярности самого этого имени. Иконы заказывались в основном для семейных молитв дома, но встречаются и крупные храмовые образы, которые жертювали в хра- мы для постоянного поминовения. На одной из таких аналойных семейных тверских икон конца XIX века изображены шесть святьк в молении облачному Спасу Вседержи- телю (Тверская областная картинная галерея) (илл 18). Преіфасно со- хранилась надпись на обороте, сделанная в иконописной мастерской: «Тверь. За Тверцу близ Екатерины муч. Александру Давыдову предстоя- щих: Пелагею 8 октябр, Михаила князя Тверского, Марии Египецку 1 го апр, Арсения еписк Тверск Александра Невскаго, Екатерину мучениіцг. По черюнному золоту. Фон и поля разчеканить». Автор оставил свое имя — «Е.К Поташин». Князь Михаил Ярославич представлен у леюго іцжя средника в нодноясанной кушаком светлой рубахе и лазореюй горно- стаеюй шубе Аевая рука прижата к груди, правая опущена В тверских храмах, судя по описям, было лшого икон, где Михаил Тверской изображался с другими тверскими святыми, в частности с Владимиром и Агриппиной Ржевскими, Ефремом и Аркадием Ново- торжскими. Некоторые из таких икон сохранились в тверских музеях. Конец XIX — начало XX века дает свое прочтение образа святого князя Тверского. Появляются однофигурные иконы, созданные для храмов, которые включались в местный ряд иконостасов, а таіоке ми- ниатюрные образки для паломников. Все они — свидетельства того огромного чувства любви и благодарности, которое испытывали тве-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1