Первый великий князь всея Руси Михаил Тверской

ДВА МИХАИЛА - ИСТОРИЯ СУДЕБ Двум Михаилам — тверским князьям Михаилу Ярослави- чу и Михаилу Александровичу — посвящена эта книга Имен- но эти личности оставили наибольший след в истории Тверс- кого княжества, которое в XIV в., во времена их княжения, соперничало с Москвой, имея к этому все основания. Тверь не победила в этом соперничестве, в известной мере потому, что в действиях тверских князей всегда присутствовал нравственный ориентир, не допускающий обмана, веролом- ства, сговора с татарами. Тверские князья не были некими абсолютно идеальными личностями, не совершавшими оши- бок. Михаил Ярославич порой проявлял чрезмерную жест- кость и прямолинейность, Михаил Александрович в опреде- ленный период своей жизни был не чужд авантюризма Одна- ко понятия чести и благородства, ответственности перед со- гражданами были для них первостепенными. История жизни Михаила Ярославича восстанавливается се- годня как по текстам летописей, так и по его Житию, сохранив- шемуся в огромном количестве списков. Множество редакций и переделок текста говорят о популярности Жития Михаила Ярославича на протяжении нескольких веков. Это связано преж- де всего с тем, что само событие — гибель в Орде русского князя по политическому обвинению — поразило общественное со- знание Руси, как в свое время потрясло нравственные устои рус- ских людей убийстю Бориса и Глеба В гибели Михаила Яросла- вича повинны были и татары, и русские Юрий Московский и те, кто помогли ему, написав «грамоты», свидетельствовавшие против тверского князя. Но решение о казни принимается ха- ном Узбеком, для которого Михаил остается князем, которого не удаётся сіслонить дейстювать по их правилам «...неключимъ есть нам, не послЪдуеть нраюмъ нашимъ». Доминирующим мотивом Жития становится идея созна- тельной жертвы ю имя русских людей, христиан-сограждан, и рефреном в нем звучат евангельские слова «Аще кто положит

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1