Первый великий князь всея Руси Михаил Тверской

душу свою за другы, се великыи наречется въ царствии небес- немъ». Эта цитата слркила обоснованием похода против Кав- гадыя и Юрия Московского, бесчинствовавших в Тверских зем- лях. Та же мысль лежит в основе отказа Михаила бежать от Узбека, оставив на расправу свою «дружину». Наконец, она становится общим выражением нравственного подвига Ми- хаила Ярославича, Казалось бы, в этой идее нет ничего нового. Но в то время как никогда важен был акцент на нравственном сліысле поступка и выбора, ибо, имея дело с коварством и ве- роломством татар, русские начинали видеть прагматические преимущества такого поведения, периодически используя подобную модель. Такой же биографический — и агиографический — прин- іщп соблюден и в киносценарии, публикуемом в книге. В цент- ре —мученический подвиг князя, а жизнь его — пролог и при- готовление к нему. Трагическая гибель в Орде Михаила Ярославича во мно- гом определила судьбу его старших сыновей, каждый из ко- торых должен был сделать свой выбор, определивший их судьбу. Сознание Дмитрия, пережившего не только весть о смерти отща, но и последовавший со стороны Юрия Данило- вича шантаж и торг из-за выдачи останков Михаила Яросла- вича, было отравлено идеей мести. Дмитрий Михайлович не нанимал убийц, не действовал втайне, но не только чувство самосохранения, но и интересы княжества и Русской земли отступили для него на второй план. Иной выбор сделал Александр Михайлович, который, обо- роняя сограждан и защищая княжеское достоинство, воз- главил антиордынское восстание, жил в изгнании, а потом, сознавая свою ответственность за репутацию и будущее твер- ского княжеского дома, добровольно поехал во Орду на- встречу своей смерти, где был убит вместе со своим старшим сыном Фёдором. Михаил Александрович Тверской не повторил мученичес- кий подвиг деда и отща — он не был казнен в Орде, а мирно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1