Тверские памятные даты на 2003 год

102 8ышневоnоuкая ВОlJная сnстема прошло до 3000 судов с общим грузом в 250 тысяч тонн . Огромное количество людей обслуживало движение по каналу. Среди них большую роль играли лоцманы . Они сплавляли суда от Вышнего Волочка до Новгорода и Петербурга. Путь до Новгорода совершался в 3 недели , до Петербурга поездка продолжалась семь с половиной недель . В 1774 году правительство Екатерины 11 выкупило у потом­ ков Сердюкова Вышневолоцкую систему за 176 000 рублей . Таким образом , водный путь , выбранный Петром 1 для соеди­ нения Санкт-Петербурга с остальной Россией , был построен, а Выш­ ний Волочек стал родиной первой в России искусственной водной системы - ВышневолоцкоЙ . В 1785 году Екатерина 11 посетила Вышний Волочек. По завер­ шении поездки на отпущенные императрицей средства были начаты работы по перестройке пришедших в ветхость деревянных бейшло­ тов и шлюзов В гранитные , строительство гранитных набережных вдоль каналов и рек. Вышневолоцкие каналы работали исправно , однако две страш­ ные засухи 1817 и 1826 годов довели водную систему до полного истощения вод . Требовалась реконструкция гидротехнических со­ оружений. Эту проблему блестяще решил директор Вышневолоц­ кой водной коммуникации подполковни к Осип Иванович Корицкий (1778-1829). Работы были начаты в 1828 году и велись три года . По расчетам Корицкого , уровень воды в водохранилище надо было поднять в два раза , увеличив тем самым площадь поверхности в десять раз . Под руководством талантливого инженера была также построена дамба вдоль тракта Санкт-Петербург-Москва . Иная жизнь , иная эпоха началась после открытия движения по Николаевской (1851) и Бологовско-Рыбинской (1870) железным дорогам , после сооружения Мариинской и Тихвинской водных сис­ тем . Грузооборот по Вышневолоцкому водному пути во второй поло­ вине XIX века резко уменьшился, а к 1900 году окончательно пре­ кратился . В годы Великой Отечественной войны Вышневолоцкая водная система подверглась еще одной реконструкции (1943-1947), выз­ ванной необходимостью увеличения мощности волжских ГЭС . Был прорыт Ново-Тверецкий канал длиной 5 км , площадь водохранили­ ща доведена до 109 кв . км . В настоящее время возросло значение Вышнево'nОЦКОЙ гидро­ системы - воды , долгие годы питавшие Санкт-Петербург, обрати­ лись к другой столице , насыщая и поддерживая ее .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1