Тверские памятные даты на 2003 год

186 М.n. иаоев на сцене которого им были созданы яркие запоминающиеся обра­ зы в современных пьесах, а также в произведениях отечественной и зарубежной классики. Многие из них вошли в золотой фонд нашего искусства . В творчестве артиста нашли развитие романтико-героические традиции русского актерского искусства . Он создавал крупные, силь­ ные сценические характеры. Среди лучших ролей Михаила Ивано­ вича: Чацкий (<<Горе от ума» А.С. Грибоедова), Федор Протасов (<<Жи­ вой труп» Л. Н . Толстого), Глумов ( «На всякого мудреца довольно про­ стоты» А.Н . Островского), персонажи из произведений АЛ. Чехова . Одной из любимых ролей Царева была роль Арбенина (<<Маскарад» М.Ю . Лермонтова). Образы мужественных , сильных людей были созданы актером в произведениях современных драматургов : Огнев и Ромодан (<<Фронт» и «Крылья» А. Е. Корнейчука), Боровский (<<За тех, кто в море!» Б.А. Лавренева). Наряду с ролями , выражающими романтико-героическое начало, в репертуаре Царева были роли ко­ медийно-характерные, обнаруживавшие склонность актера как к лег­ кому юмору, так и к остро сатирическому обличению: полковник Роста­ нев (<<Село Степанчиково» по Ф . М . Достоевскому), дон Сезар де Ба­ зан (<<Рюи Блаз» В . Гюго), профессор Хиггинс (<<Пигмалион» Б. Шоу). Многогранность таланта актера определила также создание таких сценических образов, как трагический Макбет и сатирический Фамусов. Снимался М . И . Царев и в кино. В начале 30-х годов на экранах страны шел фильм «Гроза» по пьесе А.Н. Островского, где роль Бориса исполнял Михаил Иванович . Несомненной актерской удачей был образ Чацкого, созданный Царевым в экранизации спектакля Малого театра «Горе от ума» А. С . Грибоедова. Талантливый актер выступал также с концертными программами, принимал участие в проведении литературных вечеров . Судьба сводила актера со многими видными представителями культуры - артистами, режиссерами, художниками, композиторами: семьей Скрябина, Глазуновым, Бенуа, Мейерхольдом, Ильинским, Тарасовой и другими . О творческой дружбе с ними он говорил с ис­ кренней благодарностью . Актерскую и режиссерскую работу М.И . Царев сочетал с мно­ гогранной административной и общественной деятельностью. Он был не только директором Малого театра (1950-1963), но и председате­ лем правления Всероссийского театрального общества, президен­ том общества «СССР-Канада». С 1935 года занимался преподава­ тельской деятельностью сначала в актерской школе при Театре име-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1