Тверские памятные даты на 2004 год

82 Всевоnоа 11nкоnаевn', Соnовьев (1924) 80 пет со аня ООJКQенnя В Москве на проспекте Вернадского возле станции метро «Юго-Западная» возвышается 16-этажное здание конструктор­ ского бюро транспортного машиностроения, одного из ведущих предприятий Росавиакосмоса. 28 лет это КБ возглавлял член­ корреспондент Академии наук СССР Всеволод Николаевич Соловьев. Он и сегодня продолжает работать в КБ как советник руководства. А пришел он в КБ молодым специалистом в 1951 Г.ровно 50 лет назад. В. Н. Соловьев родился 27 октября 1924 г. на хуторе Локот­ цы, что возле города Торжка. Отец, Николай Яковлевич, был слу­ жащим на станции Торжок. Мать, Мария Константиновна - до­ мохозяйка, из крестьян. В 1927 г. в семье появился второй сын - Константин. Всеволод начал учиться в Торжке в опытной школе при педагогическом техникуме, затем перешел в среднюю школу N2 2. В 1934 г. умер отец. Мать одна растила двоих сыновей. Жить было трудно. Мальчишкам с детских лет пришлось познать труд: обрабатывали огород, пасли корову, старший выгружал дрова на лесосплаве. А когда подрос, работал в артели на раз­ грузке бревен. В июле 1942 г., сразу после окончания школы, Всеволода призвали в Красную Армию. Месяц военной подготовки в 20-м запасном полку, и с сентября 17 -летний наводчик противотанко­ вого орудия начал боевой путь под Ржевом в 758-м истребитель­ ном противотанковом полку. 19 ноября 1942 г. был ранен . После выписки из госпиталя воевал на Курской дуге уже командиром орудия 250-го гвардейского стрелкового полка. В битве за город Орел ранен вторично. В марте 1946 г. демобилизован. По. окон­ чании MOCKOB~KOГO автомобильно-дорожного института получил специальность инженера-механика дорожных и строительных машин и направление на работу в Государственное специальное Литература: Твеоскnе памятные аать, на 2004 гоа конструкторское бюро (ГСКБ), которое разрабатывало отдельные агрегаты и системы для ракетных комплексов главных конструк­ торов С. П. Королева, С. А. Лавочкина. Начиная работу в ГСКБ с должности старшего техника, В. Н. Соловьев последовательно прошел все ступени должностного роста. Всего за годы работы В. Н. Соловьева начальником-главным конструктором ГСКБ-КБТМ (1963 -1991) его коллективом разра­ ботаны проекты более 50 комплексов, созданы или переобору­ дованы 13 стартовых комплексов на трех космодромах, с которых выполнены более 1200 пусков ракет-носителей. За эти годы сда­ но в эксплу~ацию также около десятка комплексов наземного оборудования для баллистических и крылатых ракет морского базирования, выполнен большой объем научно-исследователь­ ских работ по определению облика и основных конструктивных решений стартовых комплексов перспективных ракетоносителей. Большое внимание Соловьев уделял подготовке молодых специалистов. С января 1966 г. по май 1991 г. заведовал кафед­ рой «Транспортные установки» Московского автодорожного ин­ ститута, с июня 1991 г. являлся профессором этой кафедры. 15 декабря 1990 г. решением общего собрания АН СССР В. Н . Соловьев избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. Он является автором или соавтором более 120 научных и проектно-конструкторских работ и более 40 изобретений. В. Н. Соловьев - Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, кавалер шести орденов и многих медалей. С 1 января 1992 г. Всеволод Николаевич по собственному желанию перешел на должность советника руководства КБТМ и продолжает активно работать в родном конструкторском кол­ лективе. Е. Н. Лычев, действительный член Российской академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского, кандидат технических наук Российская Академия Наук. Персональный состав. В З-х кн. Кн. З. 1974-1999.- м., 1999. Лычев Е. ... И останутся наши следы jj Тверская жизнь.- 1997.- 10, 11 апр. Лычев Е. В 17 лет- наводчик под Ржевом jj Тверская жизнь.- 2001.- 12 апр.- (Воен.-патр. вест. «Честь имею»; Вып. 4). Лычев Е. Тверские звезды небесного братства jj Тверская жизнь. - 200 1.- 12 апр. r

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1