Мемориал Бортеневской битвы

ния Юрием Московским не вторгаться в тверские земли после отказа Михаила Тверского в Костроме от великого княжения в пользу Юрия, Безнравственно и чудовищно отлучение от Церкви по требованию Ивана Калиты всех псковитян за то, что они укрыли Александра Ми- хайловича, второго сына Михаила Тверского, после аитиордынского восстания Твери. Безнравствеииа ижестока акция Ивана Калиты, ког- да он потребовал, чтобы в поход на Псков, на Александра Михайло- вича Тверского пошли и его младшие братья Коистантин и Василий. С другой стороны, когда на следующий год после Куликовской победы Тохтамыш пришел и сжег Москву, а Дмитрий Иванович Дон- ской, забрав семью, оказался в Костроме, тверскому князю Михаилу Александровичу - внуку Михаила Ярославича - потребовались бы совсем небольшие усилия, дабы вернуть Твери великое кияжеиие. Ио за пять лет до Куликовской битвы Михаил Александрович дал слово московскому князю Дмитрию отказаться от претензий на ве- ликое княжение. И тверской князь сдержал слово и не пошел пле- нять сожженную Москву. Да, если бы изначально не были попраны законы Русской земли, законы нравственности, вся дальнейшая наша история могла бы быть менее кровавой и жестокой, чем она была. Ио случилось так, как случилось. Тверитяие и вся Тверская земля после казни Михаила Ярославича Тверского почитать его сразу стали святым. На Московском Собо- ре в 1549 г. Михаил Ярославич был причислен к сонму общенаци- ональных святых, причем одновременно с его дядей Александром Невским. Подвиг, который был отмечен и властью, и Церковью, фор- мулировался как «жизнь, отданная за други своя». Да, этому подвигу трудно найти аналоги в мировой истории. Но историческая наука на протяжении столетий искусственно, вслед за властью, преподно- сила нам следствие - «жизнь, отданная за други своя» - как явление целого, не исследуя причин, вызвавших это следствие. Исследова- ние же этого вопроса со всей очевидностью показывает, что, кроме целого ряда поводов, была и главная причина замалчивания этого факта: «Бортеиевское сражение», разгром соединенных татаро- московских войск. Эта соединенность московско-татарских войск, их совместное поражение и заставляет историческую науку на про- тяжении веков, следуя стереотипу, что Москва всегда права, любыми

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1