Бортеневская битва

Да, Михаил Ярославич не испугался и поехал на вы- зов и казнь в Орду, а затем отказался и от побега за два дня до казни, дабы не допустить карательного похода Орды на свою землю. Этот подвиг был отмечен и властью, и церко- вью и формулировался как «жизнь, отданная за други своя». Да, этому подвигу трудно найти аналоги в мировой исто- рии. Но историческая наука на протяжении столетий искус- ственно, вслед за властью, преподносила нам следствие — «жизнь, отданная за други своя», как само явление, не ис- следуя причин, вызвавших это следствие, ни самого явле- ния в целом. Исследование же этого вопроса со всей оче- видностью показывает, что кроме целого ряда поводов была и главная причина казни Михаила Тверского — «Бортенев- ское сражение», состоявшееся 22 декабря 1317 г., разгром соединённых татаро-московских войск. Но эта соединённость московско-татарских войск, их совместное поражение и за- ставляет историческую науку на протяжении веков любы- ми средствами принижать роль этого сражения, стыдливо закрывая глаза на самые очевидные факты. Трудно не согласиться с Я.С. Лурье: «Михаил Яросла- вич — важная, хотя и недостаточно оценённая фигура рус- ской истории. Именно он, как выяснил уже М.А. Дьяконов, впервые стал употреблять титул, усвоенный московскими князьями в XV в., — «великий князь всея Руси»! Именно с Михаила Ярославича начинается трудная и героическая борь- ба с полновластием татарских ханов, которую вела в XIV в. Тверь; осмелевший в 1317 г. поднять руку на татарского пол- ководца Кавгадыя и ханскую сестру Кончаку, Михаил Ярос- лавич был за это казнён в Орде». Таково мнение видного учёного. Тем не менее, многие в судьбе Тверского князя почитают до сих пор лишь подвиг мученической смерти — «жизни, отданной за други своя». Но этот подвиг самопо- жертвования ради спасения жизней тысяч своих подданных лишь венец его героического духовного подвига — решения выйти на открытое военное противостояние Орде, на Бор- теневскую сечу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1