Тверские памятные даты на 2006 год

ОКТRSIJЬСlfаR (Hlflfonae8ClfaR) lIfene:JHaR lJoIJora 155 пет со Q,.,Я ОТIfDЫТnЯ (1851) «Для меня железная дорога - очарованье, магическое наслаждение ... » из письма Н. Кукольника композитору М. Глинке Сегодня представить себе Россию без железных дорог невозможно. Геогра­ фические, исторические и экономические условия сложились так, что железная дорога стала своего рода символом России. Сегодня железнодорожная сеть, со­ стоящая из 17 железных дорог, раскинулась с запада на восток по восьми часовым поясам, а севера на юг простирается от Заполярья до зоны субтропиков. Но тогда, 155 лет назад, первой была магистраль Санкт-Петербург-Москва. Трудно себе представить, но в конце 30-х годов XIX века вопрос о целесо­ образности строительства железных дорог в России вызывал острую полемику. Но 1 февраля 1842 г. император Николай I подписал указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург-Москва. Первая магистральная железная дорога России строилась на средства казны. Руководило строительством Главное управление путей сообщения и публич­ ных зданий. Руководство строительством дороги сосредоточилось в руках генерал­ адъютанта П. А. Клейнмихеля . Научное технико-экономическое обоснование стро­ ительства дороги было составлено инженерами путей сообщения, профессорами Санкт-Петербургского института корпуса инженеров путей сообщения полковни­ ком Н. О. Крафтом и подполковником П . П . Мельниковым. В докладе на имя импе­ ратора Мельников и Крафт приводили следующие данные: длина трассы 652 км (короче шоссейной на 60 км), путь двухколейный по кратчайшему направлению, минуя Новгород и Торжок, земляные работы в объеме 50,5 млн . кубометров, ши­ рина колеи 5 футов (1 524 мм). При работе над проектом были использованы мате­ риалы строительства Московского шоссе, топографические карты Новгородской и Тверской губерний ; учтен петровский вариант на участке Чудово-В. Волочек­ Тверь. Это позволило построить самую прямую железную дорогу в мире, поражав- ,,2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1