Тверские памятные даты на 2006 год

шую иностранцев прямизной, сложностью искусственных сооружений и скоростя­ ми. Магистраль строилась без обхода препятствий через реки Волгу, Тверцу, Мсту, Волхов, через болота. Всего было возведено 184 моста, 19 путепроводов, 69 труб. Выдающаяся роль в проектировании и строительстве мостов на дороге принадле­ жит русскому инженеру Д. И. Журавскому. Всего к строительству дороги было при­ влечено 78 инженеров, некоторые из них, во главе с Н. О. КрафТОм, обосновались в г. Твери, так как Южное управление строительством дороги располагалось в Тве­ ри. В документах Тверского государственного архива, в различных фондах, мы на­ ходим интереснейшие материалы о строительстве Санкт-Петербургско-Москов­ ской железной дороги. Здесь, в фонде Тверской дорожной строительной комис­ сии, мы находим тексты многочисленных контрактов между тверскими купцами­ подрядчиками и Департаментом железных дорог в Санкт-Петербурге на различные виды работ по строительству Санкт-Петербургско-Московской железной дороги: это возведение железнодорожных мостов, выемка и перевозка грунта, устройство земляного полотна, разбивка в щебень булыжного камня, поставка балласта, вы­ рубка кустарника, доставка песка и др. Знакомство с документами говорит о высо­ чайшем уровне требований к проведению строительных работ, об обязательном исполнении работ в указанный в договоре срок. В случае неисполнения сдачи объекта строительства дороги в указанный срок у купцов-подрядчиков изымалось недви­ жимое имущество в пользу дороги. Перед нами страховой билет об оценке дома купца Синькова в г. Волочке, определенного под залог выполнения подряда об укреплении берегов р. Волги у железнодорожного моста Санкт-Петербургско­ Московской железной дороги. Строительство первой регулярной железной дороги Санкт-Петербург-Москва продолжалось восемь с половиной лет. Земляные рабо­ ты выполнены в основном вручную с применением тачечной и конной возки. Сотни тысяч крепостных крестьян и работных людей Тверской, Московской, Новгород­ ской и Псковской губерний в невероятно трудных условиях совершили настоящий подвиг, проложив через непроходимые болота и леса первоклассную железную дорогу. Дорога вводилась в эксплуатацию поэтапно: в 1847 Г.- на участке Санкт­ Петербург-Колпино, в 1849 Г.- Колпино-Чудово; в 1850 Г.- В. Волочек-Тверь. Пер­ вый рабочий поезд по всей дороге прошел 3 августа 1851 г., 18 августа 1851 г. по дороге были переправлены батальоны лейб-гвардии Преображенского и Семенов­ ского полков; 19 августа 1851 г. император Николай 1 с большой свитой и семьей проехал по дороге, показав, что «железная дорога теперь оконченная, связывает воедино две столицы Русского царства и откроет для нашего быта и промышленно­ сти новую эпоху». Однако официальное открытие Санкт-Петербургско-Московской железной до­ роги состоялось 14( 1) ноября 1851 г. Петербургская газета «Северная пчела» пи­ сала об отправлении из Петербурга в 11 часов 15 мин. поезда, который через 21 ча­ с 45 минут благополучно прибыл в Москву. Пассажирский поезд состоял из семи вагонов 1,11,111 класса, багажного и почтового вагонов. Ежедневно курсировало между столицами 4 поезда строго по расписанию. Остановки поезда на станциях Бологое 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1