Тверские памятные даты на 2006 год

Матвей АnексееВIf., ЧеРНRТlfН (1771-1846) 235 пет со Q'iЯ DОlЮJе'inЯ За спиной старицкого зодчего была большая жизнь и много творческих свер­ шений: Кузнечный ряд, Тутолминская больница, Дворянское здание в Твери, Божии храмы, гражданские постройки. И собственный дом - пусть скромный, но все же «чернятинский», где Матвей Алексеевич жил и работал почти 75 лет. Чернятин - один из многих архитекторов, формировавших облик русской провинции, ее спе­ цифику и своеобразие. Изучение творчества таких зодчих расширяет наше знание истории нестоличной архитектуры. К сожалению, биография Матвея Чернятина не изучена, и мы мало знаем об­ стоятельства его жизни. как же прошли детство, отрочество, юность Матвея? Об­ наруженные в государственном архиве Тверской области документы существенно дополняют новые страницы о жизни и творчестве старицкого зодчего. Теперь доподлинно известна дата рождения Матвея Чернятина. По церков­ ным метрическим книгам Богородицерождественской церкви города Старицы мы проследили полностью генеалогическое древо семьи Чернятиных. Так, за 1771 год в метрической книге мы находим такую запись: «9 июля у посадского челове­ ка Алексея Федорова сына Чернятина родился сын Матвей ...» 80-е годы XVlII столетия стали поворотным в судьбе Матвея Чернятина. В это время он учился в мещанской школе города Старицы, кстати, открывшей свои двери еще в 1 m году. В Старицкий магистрат от тверского губернатора приходит уведом­ ление, чтобы «двух способных учеников, прилежащих к наукам, прислали в Тверь для обучения архитекторскому делу». Так в 1785 году, в возрасте 14 лет, Матвей Чернятин попал в губернскую архитекторскую школу, основанную в 1783 году по указу тверского [Убернатора. Возглавлял школу губернский архитектор А. А. Тро­ фимов. Здесь будущий старицкий зодчий штудировал архитекторскую грамоту, скру­ пулезно копировал, обмерял и составлял чертежи по поручению своего учителя. Ко­ нечно, не обошлось и без практической работы. И сегодня можно только догадывать­ ся , какие архитектурные идеи воплотил в жизнь молодой архитекторский ученик. Например, в 80-х годах хх столетия архитектурно-археологическая экспедиция опре­ делила возраст кузниц и их архитектурно-конструктивные особенности на Старицком 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1