Тверские памятные даты на 2006 год

Троицкий собор сохранился до настоящего времени. Он позволяет выявить собствен­ ный творческий метод и стиль старицкого зодчего - Матвея Апексеевича Чернятина. Достаточно взглянуть на своеобразное конструктивное решение собора. Ее нижний ярус выполнен из белого старицкого камня, верхний - из красного кирпича, а СВОДЫ, перекрьггия и главы сделаны из дерева и оштукатурены . Также доподлинно теперь известно, что и первую больницу в Старице, которая открылась 12 декабря 1810 года на средства генерал-майора Тутолмина, проектировал Матвей Чернятин. Большое внимание старицкий зодчий уделил строительству Борисоглебского собора в Старице. Старицкий архитекторский ученик Матвей Чернятин при строи­ тельстве нового Борисоглебского собора выступил как бы соавтором архитектора Луиджи Руска. Чернятин изменил облик храма, не выходя за рамки стиля , заданно­ го петербургским зодчим. Отправной точкой его замысла послужил одноименный собор Борисоглебского монастыря в городе Торжке архитектора Н. А. Львова. Кро­ ме собора Матвей Чернятин также спроектировал теплую церковь-колокольню при Борисоглебском соборе . Одновременно с храмом и колокольней старицкий зодчий спроектировал цер­ ковь Рождества Богородицы в городе Старице. В данном случае перед архитекто­ ром стояла задача пристроить к старой церкви приделы и окружить все оградой с часовнями . Трудность в проектировании единого комплекса создавали соседство холма городища и перепад высот. Кроме того, на холме возвышался Борисоглеб­ ский собор с колокольней . Что сделал Матвей Чернятин? К старому объему церкви зодчий пристроил два ротондальных придела, окружил оградой с двумя часовнями , замкнув комплекс пространственно и композиционно. Памятник оригинален , что достигается применением различных архитектурных деталей и способом их трак­ товки . Чередование мотивов и их повторяемость зрительно объединяют все само­ стоятельные части комплекса в единое целое, создают впечатление однородности различных архитектурных элементов. Подобные детали применены Чернятиным в обработке Борисоглебского собора с колокольней, поэтому оба комплекса допол­ няют друг друга, находясь в необходимом соподчинении : соборный храм как бы парит в воздухе, а приходская церковь стоит внизу у подошвы холма. Первая половина XIX столетия - период наиболее интенсивного строитель­ ства каменных построек в Старице. Именно в это время на торговой площади горо­ да на свои средства местный купец Дмитрий Федорович Филиппов построил тор­ говые ряды . Разработку проекта он доверил своему родственнику старицкому зод­ чему Матвею Чернятину (Матвей Апексеевич приходился ему зятем). Старицкие торговые ряды хорошо сочетались с хозяйственными постройками на торговой пло­ щади - одноэтажными, большой протяженности кирпичными зданиями на белока­ менном цоколе. В жилой части были гостиничные номера, а остальные занимали торговые помещения . Двери с арочным завершением , широкие окна с металличес­ кими ставнями - таковы типичные детали торговых рядов начала XIX века. К сожа­ лению, торговые ряды не сохранились: часть из них погибла в годы Великой Отече­ ственной войны , другая - разрушена при строительстве моста через реку Волгу. 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1