Тверские памятные даты на 2007 год

Летом 1868 г. Н. Д. Римский-Корсаков вмес­ те с супругами Бородиными и В . В. Стасовым приехал в Маковницы к Лодыженскому погостить: «Помню, как, сидя однажды у себя [...], - записы­ вает Римский-Корсаков, - я получил его (Лодыжен­ ского. - Н. д.) записку с назначением дня отъез­ да. Помню, как картина предстоящей поездки в глушь, вовнутрь Руси, мгновенно пробудила во мне прилив какой-то любви к русской народной жизни, к ее истории вообще и к "Псковитянке" в частности [...] В имении [...] я провел приятно около неде­ ли, - вспоминает далее Римский-Корсаков, - гля­ дя на хороводы, катаясь верхом с хозяевами и Бо­ родиным, обмениваясь всякими музыкальными мыслями с последним за роялем. В бытность мою в Маковницах Бородин сочинил романс "Морская царевна" [...]». н. Н. Ладыженский (фотография 1870 г.) Имение Маковницы в Кашинском уезде, где проживало семейство Лодыжен­ ских, было не очень большим. Им владели все члены семьи нераздельно. Там нахо­ дился конный завод, и становится понятным , почему Римский-Корсаков и Бородин много ездили верхом, когда гостили в Маковницах. В описании имения за 1858 г. упоминаются дворовые люди: камердинер, фельдшер, горничная-швея, прачка. Это свидетельствует о Сформировавшемся укладе семьи и некотором достатке. На свои . средства семья Лодыженских содержала также приходское училище, которое нахо­ дилось в самом селе Маковницы. Училище было основано в 1847 г. , и в нем посто­ янно обучались от 15 до 25 крестьянских мальчиков. Учителем числился приход­ ский священник, обучавший детей безвозмездно. В письме В. В. Стасову Римский-Корсаков уточняет: «У Фимов Я [.. .] провел время недурно, ел в страшном количестве ягоды со сливками и гулял. А Фимы, хотя они и Фимы, а все-таки радушные господа, а главный Фим положительно добрый и хороший человек, а что он бестолков, то это до меня не касается ... ». Фим - так называли Николая Лодыженского в балакиревском кружке (как из­ вестно, кучкисты любили давать друг другу прозвища). Фим - инверсия слова «миф, И это прозвище отражало особенность Лодыженского загадочно исчезать из поля зрения друзей-музыкантов. На собраниях кружка они показывали друг другу свои последние сочинения, играли их, анализировали . Иногда «свежеиспеченный опус» подвергался суровой критике товарищей: требовались исправления, доработка, пе­ ределка. Сочинения же Лодыженского представляли собой в основном незаписан­ ные импровизации, и в ответ на просьбы переделать что-либо или хотя бы офор­ мить в нотный текст он надолго пропадал с горизонта. Возможно, поэтому в среде кучкистов о нем быстро сложилось мнение, как о неустойчивом и даже слабоволь­ ном характере, особенно по отношению к музыке. IЦ2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1