Тверские памятные даты на 2007 год
Но довольно скоро Великий князь охладел к греческому иноку. Во-первых, тот не скрывал своих взглядов на церковное землевладение, поддерживал нестяжате лей и противился самой идее покупать для монастырей села и' крестьян . (Вначале это не беспокоило Великого князя : Василий 111 сам просил Максима высказать свое мнение по этому поводу, надеясь, что тот поможет ему в обосновании конфискации церковных земель в пользу государства; но Максим дипломатично отказался с ним сотрудничать.) Во-вторых, Великий князь собирался вторично жениться, разведясь с законной женой Соломонией лишь на том основании, что у нее не было детей . Максим был неважного мнения о князе как христианине, хотя открыто так не гово рил. Например, на суде он сказал: «Истину, господине, вам скажу, что у меня в сер дце ... Вдовицы плачут, а пойдет государь к церкви, и вдовицы плачут и за ним идут, а они (слуги князя) их бьют. И яз за государя Бога молил, чтобы государю Бог на сердце положил, и милость бы государь над ними показал» . В-третьих, Максим со мневался в законности русской церковной автокефалии (независимости) , существо вавшей, как известно, де-факто с 1448 г., но никакими документами не подтверж денной. Ему обещали показать некую «грамоту» от восточных патриархов, якобы даю щую Русской церкви независимость, но ничего не смогли предъявить. Уже этого было достаточно для перемены отношения к иноку. А Максим еще говорил против увлечения астрологией (очень популярной в Москве XVI века, бояре и сам Великий князь Василий 111 почитывали тогдашние гороскопы) и совсем не был в восторге от русской косности и нежелания учиться. В 1525 г. Великий князь позволил врагам Максима выдвинуть против него обвинения , одно нелепее другого. Обвиняли его в еретическом искажении книг, шпионаже в пользу Турции, хулении «святых великих чудотворцев - Сергия Радо нежского, Варлаама Хутынского, Кирилла Белозерского, Макария Калязинского, Пафнутия Боровского». Максим на суде признал по поводу последнего обвинения , что против Пафнутия Боровского он говорил , что «нельзя ему чудотворцем быти», ибо он «держал села, имел людей и слуг, бил кнутом , давал деньги и хлеб под проценты» , причем сослался при этом на официальный текст жития святого Пафну тия. Как видим , для Максима важнее была этическая , нравственная сторона подви га, а посмертные чудеса еще не говорили в пользу святости кого-либо; и в этом он был совершенно солидарен с православной традицией. Относительно других русских святых Максим обвинения отрицал, но это уже не имело значения . Обвинение, возглавляемое митрополитом Даниилом и епископом Коломенским Вассианом Топорковым , сочло само поведение и аргументированное оправдание Максима на суде признаком его гордыни и дополнительным доказатель ством вины. Он был заключен под стражу в Симонов, потом в Иосифо-Волоколамский монастырь, на очень суровых условиях: Максиму не разрешалось ходить даже в цер ковь, его держали в тесной и сырой келЬе, не разрешали писать и читать. Углем на стене своей «камеры» он написал канон Святому Духу-параклиту (<<Утешителю»). Жи тие Максима сообщает, что ему явился ангел, укрепивший его в терпении скорбей. Еще на суде 1525 г. за Максима Грека «печаловался» тверской епископ АкакиЙ . В 1531 г. , после вторичного суда, он добился перевода узника в Тверь в Отрочь монас- 209
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1