Тверские памятные даты на 2007 год

тырь. Здесь условия содержания опального ученого монаха стали сначала сносными , а затем даже хорошими. Епископ неоднократно приглашал Максима к себе для бе­ сед, в Твери Максим преподавал греческий язык. Инок мог читать и писать, неод­ нократно обращался с ходатайством о помиловании и разрешении ему выехать на Афон. В последнем ему отказывали, даже когда были отстранены и сосланы в ходе дворцовых интриг все его высокопоставленные враги, в том числе и митрополит Даниил. «Человек он разумный, - говорил молодой царь Иван IV, - увидал наше доброе и лихое, и когда пойдет из России, то все расскажет» . В Отрочь монастыре Максим Грек прожил двадцать лет, создав здесь большую часть своих произведений, (до сих пор не изданных в полном объеме, занимающих несколько печатных томов). Заключение в темницу позволило Максиму заняться собиранием всех своих работ, по преимуществу с целью не дать возможности своим недоброжелателям возводить на него посмертную клевету. Но он напрасно опасался. Уже в конце 1540-х гг. Максим приобрел славу мученика, его мнением дорожили князья и иерар­ хи . В 1551 г. он перебрался в Троице-Сергиев монастырь и здесь скончался спустя пять лет. Похоронен он у северной стены церкви Сошествия Святого Духа. С учреждением патриаршества на Руси в 1589 г. был снят один из главных вопросов Максима - о русской автокефалии. Значение Максима Грека как автори­ тетного писателя резко возросло. Теперь его наследие берегли и переписывали , самого Максима стали местно чтить как святого в 1591 г., хотя общерусская кано­ низация последовала только в 1988-м., а в 1990-х гг. были обретены его мощи (ныне в Троице-Сергиевой лавре). Читать Максима Грека сейчас - трудно, хотя в трудах его можно найти нема­ ло актуальных тем. Он не верил в Третий Рим , зная по своему горькому опыту, что даже там, где государи начинают называться «христолюбивыми» и возводить пыш­ ные храмы, отчего-то очень быстро забывают Христа, не замечая Его в ближнем своем. В Твери им написаны и такие знаменитые строчки о Граде Божием , право­ славном царстве добра и справедливости , как бы увиденном самим Максимом в образе вдовы (вспомним его слова в суде, и писал он это в те годы, когда Град Божий всерьез усматривали в стенах Московского Кремля): «Шествуя по пути жес­ тоце и многих бед исполненнем, обретох жену седящу на пути , и наклоненну имущу главу свою на руку и на колену свою, стонящу горце и плачущу без утехи, и оболче­ ну во одежду черну, якоже есть обычай вдовам , и окрест беша звери, львы и медве­ ди, и волцы , И лиси ... И аз рех: "Чесо ради при пути сем пусте седиши, обступаема толь лютыми зверьми?"» И она паки ко мне: «Пустой убо путь сей, о преходниче (т. е. прохожий) , (символ) окаянного века сего образует». п. С. Иванов Литература: Иконнников В. С. Максим Грек и его время. - Киев, 1915. . Клибанов А. И. К изучению биографии и литературного наследия Максима Грека. - Византийский современник. - Т. 14. - 1959. синицblн Н. В. Максим Грек в России. - М, 1977. Тверская область: Энцикл. справ. - Тверь, 1994. 210

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1